Правда и ложь о здоровых продуктах питания…..

В большинстве случаев, когда говорят о «пользе для здоровья», речь идет лишь о разнообразных околонаучных теориях. Проблема в том, что сейчас в обращении находится большое количество продуктов, которые выдаются за полезные для организма с точки зрения науки без всякого научного обоснования.
Возьмем относительно недавний пример, когда потребительский департамент наложил запрет на использование «отрицательных ионов». Несмотря на то, что многие ученые сомневаются в эффекте отрицательных ионов, крупные производители запустили в продажу продукты с такой функцией под видом научного достижения. Поэтому сложилась ситуация, когда среди обычных людей, которые не читают научную литературу, распространилась уверенность в эффективности отрицательно заряженных ионов.
Ферменты расщепляются в организме
В пищевой индустрии еще больше всего интересного, здесь просто бесконечный поток новшеств, производимых на свет одно за другим. Давайте возьмем для разбора одно из последних веяний – так называемые «энзимы» или ферменты. Я имею в виду «напитки с энзимами» и другие продукты питания, полезные для здоровья, которые сейчас стали мегапопулярны во всем мире.
Изначально энзимы – это химические метасоединения аминокислот (белковые соединения), они в некоторой степени эффективно способствуют метаболизму. Широко известно, что пищеварение и метаболизм в организме человека происходит за счет работы энзимов-ферментов.
Ферменты являются важным компонентом для поддержания жизненной активности, поэтому они есть у большинства растений и животных. Отсюда и берут свое начало разговоры: «Употребление энзимов способствует оздоровлению» или «Энзимы успешно борются со старением».
Давайте попробуем произвести более трезвую оценку.
Когда белковые соединения попадают внутрь организма, то они расщепляются до аминокислот и всасываются стенками кишечника – именно так объясняют на уроках биологии в школе. Энзимы являются одним из видов белковых соединений, соответственно тоже расщепляются в желудке, при этом они вырабатываются в необходимом количестве и в необходимой форме самим организмом, и используются для поддержания жизненной активности.
Если ферменты попадают в желудок через рот, то они расщепляются, поэтому никакого научного обоснования того, что употребление энзимов эффективно влияет на здоровье, не существует.
Не дайте себя обмануть
Создают проблему псевдонаучных обоснований ученые, которые придают этим обоснованиям научный вид.
Я как научный работник в особенности хочу прояснить этот вопрос. Я считаю, что нельзя называть научными вещи, которые были зачитаны в докладе на конференции или находятся на стадии исследования. Научными должны называться только те теории, которые формируются заслуживающим доверия научным сообществом и, пройдя через процесс защиты, публикуются.
Например, возьмем сравнительный эксперимент по двум группам: одна группа получает пищу, другая – нет. Эксперимент имеет смысл лишь в том случае, если группы абсолютно ничем не отличаются, за исключением образа питания. Однако в реальности воссоздать такую ситуацию не так просто.
Кроме того, я, как профессионал в статистике, считаю, что в мире научных исследований, к сожалению, существуют люди, занимающиеся манипуляцией статистикой и цифрами. Процесс защиты доклада и призван исключить подобные подтасовки.
Другими словами научным обоснованием не может являться то, что «такой-то
профессор такого-то университета заявляет об эффективности». Научное
обоснование у этого утверждения появится лишь после того, как доклад
этого профессора пройдет через защиту и будет одобрен научным сообществом.
Опасность в раздувании проблемы
На самом деле существует простой способ, чтобы отделить научное от ненаучного. Нужно смотреть, раздувается ли изначальная проблема или нет.
Например: «Неизвестно, какие пищевые продукты используются для приготовления еды в других странах. Это опасно, но, приняв наше средство, вы станете здоровы». Такой прием издавна применяют маркетологи, преувеличивая изначальную проблему, для того чтобы как можно лучше продать свой продукт, призванный помочь вам избавиться от опасности.
К большинству таких товаров стоит относиться, прежде всего, с подозрением.
Сейчас в развитых странах практически не существует опасных продуктов питания. В отличие от прошлого, когда пищевые продукты попадали в группу риска, в настоящее время эта область жестко контролируется и риск, за исключением обычных пищевых отравлений в результате попадания бактерий или гистаминов, крайне мал. Контроль за пищевой отраслью в Европе снизил вероятность возникновения рисков до уровня меньше, чем одна миллионная, практически достигнув уровня в одну стомиллионную.
Под словом «опасный» мы понимаем, что в 50 случаях из 100 здоровью будет нанесен вред, если съесть что-то в другой стране. На самом деле риск ничтожно мал.
Поэтому будет разумнее не прислушиваться к рекламным заявлениям, предупреждающим об опасности для того, чтобы продать свой продукт.
Автор – доцент кафедры сельского хозяйства Университета Кинки.
Масахико Аридзи
Источник: inosmi.ru

Tags: ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…