Пересаженные стволовые клетки превращаются в опухоли мозга

Лечение болезни Паркинсона пересадкой эмбриональных стволовых клеток в мозг может привести к развитию потенциально злокачественных новообразований, полагают американские ученые.
По словам авторов исследования, опубликованного в журнале Nature Medicine, пересадка стволовых клеток привела к значительному улучшению состояния подопытных животных с заболеванием, аналогичным по симптомам болезни Паркинсона.  В то же время часть пересаженных клеток претерпела обратное перерождение, что могло привести к образованию в мозге животных злокачественных опухолей.  Пересадка неспециализированных стволовых клеток является перспективным направлением лечения болезни Паркинсона. Это тяжелое заболевание, постепенно приводящее к парализации и гибели пациента, вызвано гибелью клеток мозга, вырабатывающих контролирующий  двигательную активность нейротрансмиттер дофамин.  Cтволовые клетки, потенциально способные дифференцироваться в любые виды клеток организма, могут заменить погибшие клетки в мозге больных и восстановить выработку необходимого вещества.
В своем исследовании специалисты из нью-йоркского Университета Рочестера использовали два типа эмбриональных стволовых клеток человека: стволовые клетки эмбриона, возраст которого составлял всего несколько дней, а также обеспечивающие питание нейронов клетки нейроглии из мозга зародыша, находившегося на значительно более поздней стадии формирования.  По замыслу ученых, химические сигналы, поступающие от клеток нейроглии, должны были стимулировать размножение стволовых клеток и их дифференциацию в нейроны, вырабатывающие дофамин.
Для того чтобы дополнительно стимулировать продуктивность вспомогательных клеток нейроглии, ученые при помощи аденовируса внесли в них ген фермента теломеразы.  Это позволило значительно увеличить выработку данными клетками активных веществ, стимулирующих дифференциацию эмбриональных стволовых клеток в нужном исследователям направлении. В то же время длительный контакт формирующихся нейронов и генетически модифицированных клеток мог стать одной из причин конечной неудачи эксперимента.
В результате столь сложной методики культивирования из незначительного числа стволовых клеток, имевшихся в распоряжении ученых, им удалось получить сотни тысяч дифференцированных нейронов, которые были введены в мозг нескольких десятков подопытных крыс с искусственно вызванным заболеванием, аналогичным паркинсонизму.
Около 70 процентов пересаженных нейронов начали вырабатывать дофамин, результатом чего стала практически полная нормализация состояния всех подопытных животных в течение нескольких недель после пересадки. Однако после умерщвления и вскрытия крыс на десятой неделе эксперимента ученые обнаружили, что большая часть пересаженных нейронов пережила обратное перерождение, и  на момент вскрытия дофамин продолжали вырабатывать не более 25% пересаженных клеток.  По словам руководителя исследования Стивена Голдмана, остальные нейроны вновь превратились в недифференцированные клетки нервной ткани, которые продолжали активно размножаться, распространяясь по всему мозгу животных. «Не нужно быть нейроонкологом, чтобы понять, что этот процесс — начало образования опухоли», — отмечает Голдман.
По мнению Голдмана, результаты проведенного его командой эксперимента говорят о том, что, хотя использование стволовых клеток и обладает большим потенциалом для лечения заболеваний подобных паркинсонизму, время для испытаний таких методик на людях еще не настало. «Кое-кто полагает, что их можно использовать прямо сейчас, однако это совсем не так, и нам предстоит проделать еще очень много черновой работы». – признает он.
Источник: Mednovosti.ru

Tags:

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…