Беременная женщина всегда была окружена на Руси особым почтением. Даже
сварливая свекровь и строгий муж в этот период не трогали ее, а отдавали
за столом лучший кусок, отстраняли от грязной и тяжелой работы. Какие
еще традиции были связаны с рождением детей у наших предков?
В России вплоть до XVIII века и акушерство, и гинекология стояли на
более низкой ступени развития, чем во многих других странах, и даже не
разделялись на разные отрасли медицины. В языческой Руси беременные
призывали на помощь богов, принося им жертвы, творили заклинания, верили
в приметы и чудодейственную силу растений. Самым «сильным» оберегом,
кстати, считалась одолень-трава. По одним источникам, это белая речная
кувшинка, по другим – зверобой, а по третьим – растение из рода молочаев.
Немногим лучше с этим обстояли дела, когда Россия уже приняла
христианство: беременная могла рассчитывать лишь на помощь самой старшей
и опытной женщины в роду или повитухи. Вот что предписывали суровые
правила «Домостроя»: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным
покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной
любовью ко всем». Вот и все, и никаких докторов! В то же время русские
женщины продолжали истово верить в языческие приметы
и правоту некоторых из этих поверий, как ни странно, современная
медицина в той или иной степени подтверждает.
Бабушкины суеверия
/– Беременной нельзя есть тайком и второпях./ Опираясь на логику, тайком
беременная женщина будет есть в том случае, если она употребляет в пищу
что-то «запретное»
например, способное вызвать аллергию. Так же и еда второпях: пища не
подвергается достаточной механической обработке, а значит, хуже
усваиваются питательные вещества. Все это вредит плоду.
– /Беременной нельзя сидеть нога на ногу./ Действительно, при таком
положении нарушается кровообращение в ногах, что может привести к варикозу.
– /Беременной нельзя поднимать руки и спать на спине. /Медики
подтверждают это в некоторых случаях для поздних сроков беременности:
есть риск преждевременных родов и осложнений.
– /Беременным нельзя носить украшения из золота и серебра. /Здесь
медицина не ставит абсолютных запретов, но все же беременные склонны к
отечности, и ношение любимых украшений им стоит отложить «на потом».
Ведь у многих будущих мам отекают не только ноги, но и руки тоже.
– /Беременным нельзя смотреть на уродства, пожары, присутствовать при
скандалах, драках, похоронах./ Не надо быть специалистом, чтобы оценить
всю глубину этой народной мудрости: будущей маме совершенно
противопоказаны отрицательные эмоции. Ей предписан психологический
комфорт. Еще беременным строго запрещалось злословить, воровать,
пьянствовать. Этот запрет также не требует отдельных комментариев.
В то же время даже до наших дней дошли очень живучие суеверия
не поддающиеся. Например, почему беременная не должна вязать, шить и
вышивать? Или почему будущая мать не может сама заранее позаботиться о
приданом для малыша?
Иван Грозный и акушерство
В каждой русской семье – от крестьянской до боярской – детей всегда было
много, роды повторялись из года в год, и потому не воспринимались как
какое-то чрезвычайное событие. Люди радовались, если пополнение в
семействе проходило благополучно, и с философским смирением воспринимали
потерю младенца. Первую попытку хоть как-то систематизировать
родовспоможение государство предприняло лишь в конце XVI века.
«Грозный царь» не оставил по себе в народе доброй памяти. А между тем
некоторые его начинания вполне можно назвать прогрессивными для своего
времени. Так, именно при Иване Грозном был создан Аптекарский приказ. По
сути – первый государственный орган, управляющий системой
здравоохранения, в том числе и родовспоможением. Было определено, что
мужчины не имеют права заниматься акушерством, а роды должна принимать
повитуха или повивальная бабка (от «повивать» – принимать младенца). Эта
«помощница при родах»
образования, но уже основывалась на собственных знаниях и знаниях,
накопленных в своей семье и передающихся от поколения к поколению.
Повивальный институт
Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и
обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и
престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов
не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…».
Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно перевязывала
пуповину
парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.
Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине
XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты
повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные
заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере
родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское
образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская
повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и
просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их
работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась
специальным уставом.
Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху,
давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко
следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до
замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее. Вне зависимости
от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую
помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо.
Пуповину
новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы
связь между ними оставалась на всю жизнь.
Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные
современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик,
«правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка
могла… отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на
широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое
действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.
Самое главное заключительное действие – омовение матери с младенцем в
бане. Там повитуха делала молодой матери послеродовой массаж, то есть
выполняла функции современного врача-остеопата, а затем поливала
новорожденного особой водой, в которую заранее добавляла соль,
вымачивала яйцо и серебряную монету. При этом она приговаривала: «Мыла
бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица».
Не мужское дело
Столь модные сейчас партнерские роды
не могли присниться нашим предкам даже во сне. Мужу предписывалось
держаться от рожающей жены подальше, но все же находиться в зоне
досягаемости. Потому что если что-то пойдет не так, то тогда именно ему
полагалось усердно молиться и обходить дом с образами.
И только Петр Первый смог слегка расшатать устоявшиеся традиции: во
время его правления наконец стало возможным допускать врача-мужчину к
роженице. Великий реформатор всячески привлекал европейских медиков в
Россию, издав специальный указ, по которому обязывал иностранцев обучать
наших лекарей. А кроме того, одаренная молодежь получила возможность
обучаться за рубежом, в том числе и медицине. Вскоре и у нас в стране
были открыты школы «для медической и хирургической практики», постепенно
наладилось акушерское образование. Появилось первое пособие «Как женщине
в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит», первые
учебники для будущих акушеров-гинекологов и первые талантливые
российские ученые. Самое известное имя того времени – теоретик и практик
акушерства и гинекологии Нестор Амбодик-Максимович, который первым в
нашей стране применил акушерские щипцы. Но это – новая страница в
истории родовспоможения в России, которая заслуживает отдельного рассказа.