А.Г. Новиков, З.В. Логунова, Н.Н. Потекаев
В последние годы как у нас в стране, так и зарубежом растет заболеваемость папилломавирусной инфекцией (ПВИ). Так, если в 1993 г. в России был зарегистрирован 26 231 больной (17,8 на 100 000 населения), то в 1999 г. уже 37 272 (25,6 на 100 000).
Проблема диагностики и лечения ПВИ привлекает внимание врачей различных специальностей: дерматологов, гинекологов, урологов, онкологов, патоморфологов, иммунологов, вирусологов. Это объясняется высокой контагиозностью и имеющейся тенденцией к росту частоты данного заболевания, а также способности некоторых разновидностей вируса папилломы человека (ПВЧ) инициировать злокачественные процессы. Последние, большей частью, касаются генитальных проявлений папилломавирусной инфекции. ПВЧ, относящийся к подгруппе А семейства Papoviridae, является эпителиотропным и обнаруживается в кожном покрове, слизистой оболочке рта, коньюнктиве глаз, пищеводе, бронхах, прямой кишке.
Папилломавирусы – это единственная группа вирусов, которые индуцируют образование опухолей в естественных условиях. В частности, способствуют перерождению папилломы в карциному. Способность к онкогенности ПВЧ резко возрастает у больных с иммунодепрессией. В настоящее время описано более 60 типов папилломавирусов [1,2,7]. Следует отметить их ткане – и видоспецифичность. Различные типы ПВЧ связаны с различными видами поражений. Установлено, что с урогенитальной областью ассоциированы определенные типы ПВЧ. Выделяются следующие разновидности ВПЧ по степени онкологического риска: – низкого онкологического риска 6, 11, 42, 43, 44; – среднего онкологического риска 31, 33, 35, 51, 52, 58; – высокого онкологического риска 16, 18, 36, 45.
Клинические проявления ПВЧ–инфекции гениталий отличаются большой вариабельностью. В настоящее время их подразделяют на остроконечные кондиломы, папиллярные разновидности кондилом (с выраженным экзофитным ростом), а также плоские и инвертированные (внутриэпителиальные) с эндофитным ростом. Своеобразным вариантом остроконечных кондилом является бовеноидный папуллез и гигантская кондилома Бушке–Левенштейна [1,5,9]. Инкубационный период колеблется от 1 до 12 месяцев (в среднем 3–6 месяцев) [2,3,6,9,12]. У мужчин, как и у женщин, доминирующим кофактором, способствующим развитию ВПЧ–инфекции, является сексуальная активность [9,12]. Возможно влияние количества сексуальных партнеров и частоты анальных актов, которые вызывают снижение местного иммунитета, уменьшая количество и нарушая функцию клеток Лангерганса [8,11,13]. Заболевание передается преимущественно половым и контактно – бытовым путем (с инфицированием сексуальных партнеров в 60%), при медицинских исследованиях, прохождении плода через инфицированные родовые пути [1,9,11,12]; ряд авторов указывают на возможность гематогенного пути распространения инфекции [1,9,12].
Наиболее часто у мужчин папилломы располагаются на головке полового члена, венечной борозде и внутреннем листке крайней плоти, реже вокруг наружного отверстия уретры и эндоуретрально; у гомосексуалистов в перианальной области. Частой локализацией у женщин являются большие и малые половые губы и перианальная область, реже – во влагалище и у наружного отверстия уретры [1,3,5,6,9,12,14]. Учитывая тот факт, что до сих пор отсутствуют специфические противовирусные препараты и вакцины, действующие на ВПЧ, считается, что полного устранения вируса из организма достичь невозможно. Задача терапии – устранение клинических и субклинических форм ВПЧ–инфекции.
На сегодняшний день в арсенале практикующих врачей существует множество методов удаления аногенитальных бородавок. Эффективность их варьирует от 30 до 90%, но ни один из методов не является панацеей, так как частота рецидивов достаточно высока при любом способе лечения. Лечение должно быть строго индивидуальным: необходимо подбирать наиболее оптимальный метод в каждом конкретном случае, иногда включая пожелания самого пациента. Проблема рецидивов не зависит от выбора терапии. Рецидивы аногенитальных бородавок связаны чаще всего не с реинфекцией от полового партнера, а с реактивацией инфекции. Имеются три пути развития событий в отсутствие лечения: бородавки могут разрешаться самостоятельно, оставаться без изменений, прогрессировать. При этом всегда нужно принимать во внимание возможность персистенции вируса при отсутствии каких–либо клинических проявлений. Выбирая наиболее оптимальныйметод в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться 4 основными характеристиками: – эффективность при данной патологии; – частота рецидивов после лечения; – переносимость (минимум побочных эффектов); – простота выполнения процедур.
Используемые методы лечения ПВИ можно подразделить на несколько основных групп: – деструктивные методы (физические – хирургическое иссечение, электрохирургические методы, криотерапия, лазеротерапия; химические – азотная кислота, трихлоруксусная кислота, солкодерм); – цитотоксические методы (подофиллин, подофиллотоксин, 5–фторурацил); – иммунологические методы (?–, ?–, ?– интерфероны); – комбинированные методы (сочетанное применение различных методов) [1,11,12]. В последние годы широкое распространение получило использование иммуномодулирующих препаратов, которые обладают противовирусными и антипролиферативными свойствами. Наиболее перспективной считается комбинированная терапия, сочетающая местное и системное лечение [4]. В настоящее время наиболее перспективным направлением в лечении вызванных ВПЧ поражений является применение нового иммуномодулирующего препарата Иммуномакс. Активным компонентом препарата является кислый пептидогликан с молекулярной массой 1000–40 000 кДа. Препарат получен из растений комплексом биотехнологических методов.
Стерильный препарат Иммуномакс – лиофилизированный порошок по 200 ЕД во флаконах для инъекций выпускается ООО «Иммафарма». Иммуномакс усиливает иммунную защиту от вирусных и бактериальных инфекций. Его можно использовать для лечения аногенитальных бородавок в сочетании с любым из деструктивных методов. Больным проводят удаление кондилом и одновременно назначают внутримышечные инъекции Иммуномакса по 200 ЕД один раз в сутки на 1, 2, 3, 8, 9 и 10–й дни лечения. Под нашем наблюдением находилось 12 пациентов – мужчины в возрасте от 19 до 65 лет, с клиническими проявлениями папилломавирусной инфекции. Продолжительность заболевания составляла от 1,5 до 18 лет. Предшествующая терапия проводилась у всех пациентов и включала использование различных деструктивных методов: лазерная деструкция у 4 больных (33,33 %), электрокоагуляция – 4 (33,33%), химическая деструкция – 3 (25%), криотерапия – 1 (8,33%). Всем пациентам проводилась ПЦР – диагностика на ПВЧ, во всех случаях ПВЧ были обнаружены. У 7 больных (58,33%) были выявлены высокоонкогенные типы ВПЧ – 16 и 18 типов, у 3 больных (25 %) были обнаружены ВПЧ среднего онкологического риска – 31, 33 и 35 типов, у 2 больных (16,66 %) были обнаружены ВПЧ низкого онкологического риска – 6 и 11 типов. Кроме этого, всем больным до лечения проводили серологические исследования на сифилис и ВИЧ–инфекцию. Результаты серологических тестов на сифилис и ВИЧ–инфекцию у всех больных были отрицательные. В одном случае было проведено патоморфологическое исследование в связи с нетипичной клинической картиной.
Опубликовано с разрешения администрации Русского Медицинского Журнала.