В старом, но до сих пор популярном кинофильме “Девчата” героиня мечтательно восклицала: “Господи, как же хочется быть красивой! Вот иду я по улице, а встречные мужчины так и падают, и сами собой в штабеля укладываются…” В старом, но до сих пор популярном кинофильме “Девчата” героиня мечтательно восклицала: “Господи, как же хочется быть красивой! Вот иду я по улице, а встречные мужчины так и падают, и сами собой в штабеля укладываются…” Согласитесь, красота — прерогатива женщин. Для дочерей Евы она всегда была и будет культом, сколько бы ни увещевали их расхожими изречениями: “Не родись красивой, а родись счастливой”, “Красива не красавица, красива любимая”, “Красоту уносят годы, доброту не унесут”… А существуют ли универсальные каноны женской красоты?
Известно, что во все исторические эпохи и у всех народов представления о женской красоте были различны. В XX веке обыватель не понимал, почему современники так восхищались Джокондой Леонардо да Винчи. “Толстая дебильная тетка с безбровым лицом”, — примерно так отзывались они о Моне Лизе. В наше время немало молодых людей удивляются фурору, производимому в середине прошлого века легендарной Мэрилин Монро. “Ноги короткие, корма большая, волосы пережженные…” Не исключено, что в будущем мужчины посмеются над нынешними худышками с узкими бедрами и прыщиками вместо грудей, а на конкурсах красоты отдадут предпочтение маленьким и пухленьким.
Конечно, можно набрать с дюжину качеств, присущих идеалу красоты современной женщины. Это здоровый вид, гармония черт лица, красивые волосы, пропорциональная фигура, лучистые блестящие глаза, ровные белые зубы, приятный голос, легкая походка, хорошая осанка, общительность, живой ум, искренность. А при мастерстве визажистов и уйме косметических средств заурядное личико превращается чуть ли не в шедевр. Недаром кто-то из мужчин ядовито заметил, что женщины гораздо красивее, чем они выглядят…
Три с половиной тысячи лет назад в Египте идеалом женской красоты была фараонова жена Нефертити — субтильная женщина с мальчиковой фигурой. Тонкие брови, выразительные глаза, смелая линия рта. Для придания очам блеска египетские красавицы капали сок беладонны, веки подводили краской углекислой меди и подрисовывали толстые длинные брови. Кстати, именно в этой стране создали белила и пудру. Египетская царица Клеопатра тоже почитается за эталон, но только благодаря стараниям художников и кинематографистов. Оказывается, царица была длинноноса и тонкогуба, а сильный пол она пленяла умом и образованностью.
В Древней Греции идеалом красоты считалась рослая (по тем понятиям) женщина с развернутыми плечами, тонкой талией, широким тазом, плоским животом и стройными ногами. Посмотрите на статую Венеры Милосской. Ее рост 164 см, окружность груди 86 см, талии — 69 см, бедер — 93 см. Красоту лица определяли так называемый греческий нос, невысокий лоб, большие глаза, округлая линия бровей. Волосы гречанки укладывали узлом или перевязывали на затылке лентой. Они обесцвечивали их щелоком, а затем натирали помадой из козьего жира и желтых цветов. Знатные дамы в Греции тоже весьма любили косметику: пудру, помаду, румяна.
В Древнем Китае восторгались маленькими хрупкими женщинами с крошечными ступнями. Чтобы нога не росла, девочкам туго бинтовали стопы. Особое значение китаянки придавали красоте ногтей — длинные, выкрашенные в красный цвет, они считались свидетельством богатства. Косметикой тамошние прелестницы пользовались без меры: густые белила, зеленые брови, золотистые зубы… Не отставали от них и японки. Однако в Стране Восходящего Солнца румянились и белились только привилегированные особы. Ко всему еще узкоглазые красотки сбривали брови.
“УСЛОВИЕ КРАСИВЫХ ГРУДЕЙ ЕСТЬ ШИРИНА”
В эпоху средневековья, во времена инквизиции, когда физическое совершенство рассматривалось как страшный грех, идеалом женской красоты считалась затянутая в корсет дама с миниатюрными ручками. Модницы “носили” высокое чело — для этого приходилось подбривать волосы надо лбом, а брови и ресницы выщипывать. Косметика не поощрялась, а потому средневековые красавицы имели, что называется, бледный вид с голубым оттенком.
В эпоху Возрождения в одном из трактатов писали: “Телосложение женщин должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Плечи должны быть широкими, предплечья — белыми, мускулистыми. Первое условие красивых грудей есть их ширина…” С полотен живописцев Ренессанса на нас взирают расплывшиеся матроны. Свои рыхлые (сейчас бы сказали — целлюлитные) телеса красавицы упаковывали в бархатные туалеты.
Законодательницей мод с начала XVIII века стала Франция. Эталоном женской красоты считалась фигура с маленькой изящной головкой, узкими плечами, тонкой талией и округлой линией бедер. Правда, солнце, воздух и вода не были в числе близких друзей парижских прелестниц. Белила с лица они не смывали неделями. Чтобы заглушить запах немытого тела, употребляли огромное количество духов, неделями не очищали волос. В ходу были специальные приспособления для чесания головы и специальные молоточки, которыми убивали назойливых насекомых. Позже мытье стало поощряться.
На Руси красавиц растили по-своему. В средние века девочкам из богатых семей запрещали шить, чтобы они не привыкали держать голову опущенной и не кололи пальцы, читать, чтобы не портили глаза, много есть — чтобы не толстели. На ночь в волосы втирали благовонные мази, руки мазали нутриевым салом и надевали нитяные перчатки, а грудь массировали специальной помадой. Будили их рано, чтобы утреннее солнце окрасило лица живым румянцем. Но и русские красавицы не могли устоять перед модой: белились и румянились до того, что начинали походить на размалеванных кукол.
Ну а каков был идеал красоты для блистательных дам XVIII—начала XIX ст., можно понять, просмотрев галерею женских портретов того времени: к примеру, портреты Струйской кисти Рокотова или Лопухиной кисти Боровиковского. О типажах русских и украинских красавиц начала XX века тоже можно судить по живописи, а также журнальным картинкам и открыткам. Многое в них отражало вкусы городского мещанства, офицеров, чиновников и студентов. Образец такой красоты: холеная мадам с пышной грудью, округлыми бедрами, полными руками, мягким овалом лица, румянцем.
После Первой мировой войны каноны красоты в Европе изменились: стало модным заниматься спортом, загорать. Получили всеобщее распространение шестимесячная завивка, событием оказалось появление бюстгальтера. Автомобиль вытеснил из обихода длинные юбки, и раскрепощенные фемины стали демонстрировать свои ножки.
В 60-х годах идеалом женской красоты сделали Твигги (по-английски — веточка). У бесполого создания были “ручки тоньше лютика”, острые коленки и выпирающие ключицы. Женщины просто с ума посходили — стали морить себя голодом, чтобы хоть немного приблизиться к заветному образу. А их кумир отражал в основном коммерческие интересы фирм по производству одежды. Так что за подобный перекос стоит поблагодарить “королей моды”.
ОТ КОЛХОЗНИЦЫ С СЕРПОМ — К БАРБИ
В нашей стране события развивались несколько по другому сценарию. Революция 1917-го и последующие события «нанесли сокрушительный удар по всяким мещанским штучкам и женственности. Дамы тоже стали стричь волосы и заниматься спортом, а вот косметика была причислена к пережиткам прошлого. Если кто-то подчеркивал свой секс-эпил, то это считалось признаком “легкого жанра”. Бронзовая тетка с веслом и колхозница с серпом стали идеалами женской красоты по-советски. На долгие годы образцом служила мужеподобная красавица, этакая всеобщая мама, которая могла без продыху вкалывать на благо родины и семьи.
Гром грянул с началом сексуальной революции. Ежедневно с телеэкранов и газетных полос на постсоветских гражданок стали взирать толпы обольстительниц умопомрачительной красоты. Посмотрев на себя в зеркало, многие соотечественницы решили, что отражение требует замены. Короткие ноги удлинить нельзя, но можно похудеть и увеличить грудь, изменить макияж и перекрасить волосы. Правда, не все были готовы изнурять себя диетами и ложиться под скальпель. А потому менее смелые дамы стали тихо страдать от комплекса неполноценности.
На протяжении десятилетий СМИ вдалбливали в головы бедных женщин, что сильный пол “западает” на блондинок. Поэтому среди них крашеных гораздо больше натуральных. Как считает французский стилист Жан-Ноэль Лемон, заводить романы мужчины действительно предпочитают с блондинками, а вот жениться — на брюнетках, потому что те лучше ассоциируются с образом хозяйки и заботливой матери.
Легендарная кукла Барби тоже сыграла свою роковую роль — этот образ годами навязывал девочкам нереалистическое представление о красоте. Выходит, женщины уже с младых ногтей наживали (и наживают) жуткие комплексы, сравнивая себя с “эталоном”. Кстати, если бы пропорции Барби перевели на нормальный человеческий размер, они были бы куда чудовищнее канонической “золотой формулы” (90-60-90) — 95-34-85!
Думаете, от насильно навязанных стандартов страдают только представительницы прекрасного пола? Вы глубоко ошибаетесь. Ведь оплачивать изыски визажистов, парикмахеров, модельеров, а также дорогостоящие пластические операции своих подруг приходится, как правило, мужчинам. И потом далеко не всех их привлекает стройная фигура. Однако стандарт есть стандарт, и беднягам, если они занимают достаточно значимое положение в обществе, приходится ходить на всякие презентации с высокой барышней, у которой, что называется, ноги от подмышек, а то и взять такую в жены. Хотя и так ясно, что модная и сексапильная женщина — две большие разницы, как говорят в Одессе.
ПОМЕНЯЙТЕ КОРОЛЕВСТВО!
Есть такая легенда. В одном королевстве жили лысые люди с курносыми носами и маленькими глазками. Они считали себя очень красивыми. Лишь одна девушка выделялась “безобразием”: у нее были большие глаза, длинные волосы и ровный нос. Решив изгнать уродину, жители вывезли несчастную за пределы страны. Долго бродила она по лесу, пока не встретила там принца, который влюбился в нее и увез в свою страну. Там ее признали первой красавицей…
А вот не сказка, а реальность. Некоторые наши обойденные вниманием фемины (особенно толстушки), дабы почувствовать себя красивыми и желанными, нашли удивительное средство. Раньше они ездили на Кавказ, а теперь вояжируют в Египет, Турцию и Арабские Эмираты. Там им буквально проходу не дают. На уровне подсознания для восточного мужчины женщина — прежде всего мать его детей. А потому красавица, по их мнению, должна иметь физические показатели, свидетельствующие о плодовитости. Так что достаточно нашей “обойденке” один раз выйти на оживленную улицу Стамбула, чтобы раз и навсегда распрощаться с дурацкими комплексами.
Моя приятельница перед поездкой в США страшно нервничала. Обычная крепенькая брюнетка вдруг испугалась конкуренции американских красоток, которых знала по кинофильмам. “Что я там буду делать со своим заштатным фэйсом?” — сокрушалась она. Однако вернувшись, полдня рассказывала о своем успехе у ковбоев. “Кстати, красоток я ни разу не увидела!” — подытожила совершенно преобразившаяся женщина. О том же поведала соседка, вернувшись с болгарского курорта. Там, как известно, отдыхают в основном немцы. По словам потрясенной рассказчицы, такого внимания она не имела за всю свою большую и неинтересную жизнь. Это понятно: на фоне бледнолицых и сухопарых Лорхен смуглая шатенка с выраженной талией и милым личиком смотрелась почти экзотическим существом. Что ж, наверное, в некоторых случаях дамам стоит поменять не внешность, а королевство.
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ
Copyright © Женские страсти.