К нынешней зиме в моей небольшой семье назрела проблема. Именно назрела, как нарыв. То, что раньше бывало случайностью, потом легко поправимым неудобством, превратилось в нечто, мешающее жить вместе двум молодым и вроде бы здоровым, любящим друг друга людям, мужчине и женщине. В нашу постель нагло вломился храп.
Муж храпит. Убить или вылечить?
К нынешней зиме в моей небольшой семье назрела проблема. Именно назрела, как нарыв. То, что раньше бывало случайностью, потом легко поправимым неудобством, превратилось в нечто, мешающее жить вместе двум молодым и вроде бы здоровым, любящим друг друга людям, мужчине и женщине. В нашу постель нагло вломился храп.
Кто вернет украденный сон?
Несколько лет назад муж не храпел вообще. Может, только иногда, выпив лишнего, что ему, в общем-то, не свойственно. Помню, еще год назад достаточно было заставить его сменить положение тела, и неприятные звуки прекращались, дыхание любимого становилось ровным и негромким. Однако последние месяцы медленно, но верно превращали нашу ночную жизнь в кошмар. Бесы храпа преследовали меня, они вырывались из груди моей второй половины при любом «раскладе», и полночи я проводила, делая несколько дел сразу: лихорадочно пытаясь заснуть, громко окрикивая человека, в которого эти бесы вселились, по имени, а также периодически тряся и толкая его мощный торс. Да-да, спутник жизни мне попался не хилой комплекции, поэтому, думаю, теперь вы понимаете, сколь активную «ночную жизнь» мне приходилось вести. При этом расталкиваемый мною мужчина порой возмущался, что ему не дают поспать… Положение становилось критическим. Привыкнуть к храпу я не могла — это не шум дождя и даже не звон первых утренних трамваев. Я бы сравнила этот звук с ночным плачем грудного ребенка, из-за которого не спит вся семья. Еще одним печальным для меня обстоятельством являлось отсутствие альтернативы в смысле спальных мест. У нас пока нет дома с несколькими спальнями, а есть диван (весьма, правда, удобный) в однокомнатной квартире. Так что я не имела возможности уйти в «другое крыло», куда бы не долетали ненавистные звуки. Кстати, узнав о том, что я мечтаю о разных спальнях (я действительно видела выход только в этом!), муж категорически заявил, что этому не бывать, и спать он хочет рядом со мной всю жизнь. Значит, надо искать пятый угол, подумала я. И полезла в спасительную паутину…
Храпящие легко засыпают
Что меня всегда поражало — это насколько быстро удается заснуть тем людям, которые «привыкли» храпеть. Вот коснулась голова такого человека подушки — и все, Морфей его уже обнимает, как старого знакомого, а ваша покорная служанка в это время неистово ворочается, все ей мешает, мысли разные в голову приходят… Завидовала я, в общем, этим людям, поскольку сама склонна к бессонницам. Оказалось, зря.
В том, что храпящего человека нельзя назвать «сладко спящим», я убедилась, едва услужливая поисковая интернет-система выдала первые результаты на запрос «лечение храпа». Оказывается, у этих бедолаг проблем побольше, чем у меня, не смыкающей глаз. Ведь что ждет меня в случае ну совсем уж критического недосыпа? Так, ерунда — истрепанные нервы вплоть до депрессивного состояния, желание покончить с кошмаром под названием жизнь, развод… А вот «храпун» рискует расстаться с этим кошмаром прямо в процессе сна, если можно таковым этот процесс назвать. Это, конечно, в самом крайнем и далеко не обыденном варианте, но все же…
В общем, так. Чаще всего храп — те самые мерзкие звуки, которые мешают жить подчас всей семье за исключением их производящего — идет рука об руку с такой ужасной вещью, как апноэ. Для непосвященных поясню: этим романтическим словом обозначается совсем неромантическая остановка дыхания во сне. То есть человек в этот момент не дышит вообще. И чем больше этих остановок во время сна и чем они дольше, тем тяжелее оценивается недуг больного. Именно больного, ибо храп, увы, — признак самой что ни на есть настоящей болезни, а не дурная привычка, как, быть может, считали многие из нас. И, вопреки еще одному расхожему заблуждению, болезнь эту можно вылечить. В большинстве случаев. Кроме самых тяжелых, но и на них уже управу нашли.
А мужики-то не знают!
Как и в случае с любой болезнью, здесь главное вовремя спохватиться. Очень хорошо, что я привела своего суженого в Лабораторию сна санатория «Барвиха» (выбрав из найденных в интернете клинику, внушившую мне наибольшее доверие) сейчас, а не еще хотя бы через год. Ибо эта болезнь тоже «питается» от себя самой, как кариес, например. Если не начать лечение на ранней стадии, она трансформируется в следующую. Впрочем, давайте по порядку.
Непосредственно перед консультацией муж по просьбе заведующего Лабораторией сна, кандидата медицинских наук Романа Бузунова, заполнил довольно подробную анкету, ответив на самые разные вопросы о своем здоровье — начиная с перенесенных болезней и заканчивая вопросами о том, в каких общественных местах он способен заснуть быстрее всего. Это, кстати, совершенно нормальные вопросы, учитывая причину, по которой мы оказались в пятницу на ночь глядя в Клиническом санатории «Барвиха»(именно в этом живописном месте располагается Лаборатория сна). Дело в том, что из-за остановок дыхания во время сна человек плохо спит. . То есть если, допустим, у больного с тяжелой формой апноэ за ночь было 500 (!), то это означает, что в течение ночи мозг просыпался 500 раз, чтобы открыть дыхательные пути и не дать человеку задохнуться.. И так каждую ночь. В итоге хронически невысыпающиеся люди, храпящие ночью, днем способны заснуть в любом месте, где можно сесть и прислониться к стене. Им тяжело совладать с сонливостью после обеда, а также за каким-нибудь монотонным занятием. Однажды в лабораторию за помощью обратился юрист, из-за дневной сонливости вынужденный оставить карьеру адвоката — он засыпал на процессах. Сменив работу на менее напряженную, став нотариусом, он пожаловался, что не может дочитать до конца ни одного документа — проваливается в дрему. Это, конечно, отчасти забавная история. Однако совсем не смешно становится, когда представляешь себе, насколько опасным становится такой человек за рулем автомобиля. Недавно я, уже собирающаяся писать этот материал, случайно услышала по радио, что в странах Европы человек, желающий получить лицензию на вождение большегрузного автотранспорта, должен пройти обследование на предмет выявления апноэ, а при наличии заболевания предварительно вылечить его. И это не новшество, они там давно лечатся от того, что наши несчастные мужики и женщины считают неизлечимым! Наши мужья (а иногда и жены) храпят, не высыпаясь сами и терроризируя всю семью, а утром садятся за руль, или в кресло начальника, или к станку… И от длительного недосыпа наконец возникает мысль: «Когда же я наконец помру?»…
Не все так мрачно
Не все, не все, особенно если вы уже знаете, что помощь необходима. Ведь правильный диагноз — это половина пути по избавлению от проклятущей болячки. Чтобы его поставить, врачи из Лаборатории сна (они называются сомнологами, от слова сомнология — наука о сне) после заполнения анкеты задушевно беседуют с пациентом, узнавая о нем побольше, а затем… оставляют в лаборатории на ночь.
Мой супруг честно ответил на все вопросы врача. Да, он может заснуть в машине, сидя на пассажирском сиденье. Да, и в очереди к врачу, наверное, тоже. Да, в последние несколько лет набрал вес. А когда был стройным, как кипарис, не храпел вообще. И как-то раз, пару лет назад, занявшись всерьез своим телом — диета плюс спорт — довольно ощутимо похудел и в этот период не храпел. А еще у меня проблемы с носом, — рассказал пациент. Уже несколько лет он у меня заложен независимо от времени года и смены правительства. Последний ЛОР-врач, которого я посещал, сказал, что это на нервной почве и что единственное, что может помочь, да и то без гарантии, — это холодные обливания.
Вот что примерно вещал мой болезный, а я не удержалась и вмешалась в разговор, заявив, что в век лазера и клонирования нос не должно лечить дедовскими методами, даешь кардинальное исцеление! А сомнолог ответил, что он подозревает, что у мужа вазомоторный ринит и даже знает, как от него избавиться, но скажет позже, когда будет точно уверен в своем диагнозе.
Потом доктор попросил мужа сказать «А-а-а!», и, осмотрев глотку, поинтересовался, не ждет ли пациента музыкальная карьера. Причем такая, где необходимо брать обертоны и прочее. Муж заверил, что лавры Николая Баскова его не волнуют, и тогда доктор сообщил, что язычок придется отрезать. Не язык, я именно язычок — тот самый, маленький, что растет из нёба. Великим (и не очень великим) певцам с таким язычком выводить трели как-то сподручней, поэтому из двух зол они бы выбрали храп. Мы же радостно посчитали, что дешево отделаемся, и прослушали краткую зарисовку о роли этого небольшого поначалу, но расширяющегося впоследствии органа. Кстати, большинство клиник, предлагающих излечение от храпа за один сеанс, реально могут помочь лишь устранением язычка. Доверять рекламным объявлениям типа «стопроцентное избавление от храпа за один сеанс на всю жизнь» специалисты Лаборатории сна не советуют. Мы же, со своей стороны, заимев некоторый опыт в этом вопросе, убеждены: за точной диагностикой причин и тяжести храпа следует обращаться только в специализированные сомнологические центры, располагающих специальным оборудованием для исследования ночного сна. Мне было бы страшно вверять свое здоровье, свой сон неспециалистам. А единственного и эффективного для всех больных метода лечения храпа не существует!
Солдат спит — детектор лжи работает
Самое увлекательное началось после беседы с врачом. Моего суженого начали обклеивать проводками и датчиками. Это ему, впрочем, нравилось — как понравилось бы любому любознательному мальчишке, а мужчины, как известно, всю жизнь дети. Кстати сказать, процедура «подключения» человека к диагностическому аппарату занимает около часа, эту скрупулезную работу делает медсестра. Диагностика называется полисомнографией — из названия понятно, что этот метод обеспечивает регистрацию многих процессов, протекающих в организме человека во время сна. Кроме количества, частоты и продолжительности остановок дыхания, умная машина записывает показания кардио- и энцефалограммы, частоту движения глаз, движение конечностей, , тонус подбородочных мышц и т. д. На экране компьютера, что в соседней комнате, всю ночь вычерчиваются самые разнообразные кривые. Одновременно с помощью камеры, установленной над изголовьем спящего, ведется видеосъемка. В общем, солдат спит — служба идет.
Пока на пациента надевали всю эту нужную «сбрую», врач рассказал мне о том, что в нашей стране такое направление в медицине, как сомнология, практически не развито. В то время как Европа и Америка давно уже забили тревогу, а потом и научились лечить разные расстройства сна. Учиться лечению храпа, бессонницы и т. п. нашим специалистам приходится у зарубежных коллег. Доктор Бузунов старается не пропускать ни одной из научных конференций на эту тему. Все, что удается узнать нового, стремится применить в России. В то же время врачи других направлений зачастую не в силах даже поставить диагноз. Да и кому в голову придет грешить на храп, если у человека болит, например, сердце? А между тем бывают случаи просто комично-трагичные. Мужчина в расцвете сил, около пятидесяти лет, пришел к урологу с жалобами на частое ночное мочеиспускание — раз по шесть за ночь. Подозрения, связанные с возрастом, объяснимые: простатит, аденома и т. д. Пролечили. Толку — чуть, по шесть раз за ночь, как и прежде, приходится вставать по нужде. О том, как попал несчастный мужик к сомнологам после десяти урологов, история умалчивает, но кто бы мог подумать, что мы хотим в туалет оттого, что просыпаемся, а не наоборот! Внезапно стряхнув с себя остатки сна, организм испытывает стресс, и как следствие — потребность облегчиться. Урологи здесь бессильны, несмотря на кажущуюся очевидность выбора врача-специалиста.
Но вот на обмотанное проводами мое сокровище наклеили последние датчики, и, готовый ко сну и уже клюющий носом, он улегся в спецкровать (на самом деле, кровать была обычная, только очень удобная и большая). Я поцеловала его на сон грядущий и покинула клинику. Уж ночь на дворе, а мне еще ехать на другой конец города, чтобы завтра вернуться опять…
И пусть тебе приснится сказка!
К полудню следующего дня «черные ящики» были расшифрованы, и мы приготовились слушать диагноз. Судя по спокойной и приветливой улыбке врача, тяжелое состояние обошло нас стороной. Об этом, правда, нетрудно догадаться по внешнему виду пациента. Обычно у тяжелых больных выраженное ожирение, багрово-синюшные лица, хриплый голос и вообще вид измученных жизнью особ. Операциями на нёбе им не поможешь. В этой ситуации применяется специальный дыхательный аппарат (СРАР, или, по-русски, СИПАП), который устраняет остановки дыхания и помогает человеку высыпаться. Болезнь мужа, хвала создателю, не достигла ни состояния средней тяжести, ни даже легкого. «Больной» за всю ночь не дышал в общей сложности одну минуту. Однако, при диагнозе «неосложненный храп», мы были буквально в шаге от диагноза «легкая степень апноэ». Так что вовремя обратились. Конечно, переход из одной стадии в следующую, по словам доктора Бузунова, занимает 5-7 лет, однако годы с возрастом имеют тенденцию пролетать все быстрее. И потом, откуда мы знаем, может, до окончания нашей предыдущей стадии оставалось полгода?
Причинами возникновения храпа в нашем случае доктор назвал следующие: во-первых, это наследственная ретрогнатия — немного сдвинутая кзади нижняя челюсть. Полностью исправить это, конечно, нельзя, но поможет специальная гимнастика. От вазомоторного ринита (предположение врача подтвердилось) поможет более кардинальное, нежели полоскания в проруби, средство — обработка слизистой носа с помощью жидкого азота. Этим же жидким азотом, а выражаясь языком врачей — с помощью криопластики, следует избавиться и от провисшего язычка. Альтернатива — лазер, но большинство, по словам доктора, все же предпочитают холод жидкого азота.
И, наконец, рекомендации «местного» значения, но от этого не менее важные. Во-первых, врач настоятельно порекомендовал моему герою сбросить вес. Ибо лишние килограммы неизбежно приводят к ухудшению ситуации. Для пущего эффекта (т. е. тишины ночью) желательно выкинуть старую перьевую подушку, заменив ее контурной, из латекса. Дыхательные пути очищаются, дыхание становится легким, жена спит и видит сны. Муж, надо полагать, тоже.
Работа над ошибками
Летом моя родственница поехала на фешенебельный зарубежный курорт. Средиземное море, много состоятельных иностранцев, чудесная природа, прекрасный воздух. Разочарование принесла первая же ночь — подруга, которая стала также соседкой по двухкомнатному номеру, храпела так, что сотрясались стены. Через двое суток бодрствования родственница уже плохо соображала, особенно ей было тяжело осознать, что это — тот самый отдых, о котором так мечтается весь год. В отчаянии она обратилась к гостиничному начальству, и, предварительно вооружившись русско-английским словарем, посетовала на храп соседки. Удивительно, но ее проблему сразу поняли, и за дополнительную плату предоставили другой номер. Подруга зверски обиделась. А что делать? Муж сей Брунгильды уже двадцать лет спит в отдельной комнате, не вынося столь мощного звукового напора рядом с собой. Двадцать лет страдать от храпа своей второй половины могут только люди, уверенные, что эта «дурная привычка» не лечится. Об этом мы уже говорили.
Анна Чистоделова
Редакция РМС-Экспо:
expo@rusmedserv.com
А вы и не знали, что…
• люди с неосложненным храпом и легкими формами апноэ могут ситуационно принимать фармакологические средства или использовать внутриротовые приспособления, например, если не хотят мешать своим храпом попутчикам в купе поезда, в гостиничном номере и т. д.
• часто наутро после «тяжелой» ночи человек чувствует сухость и першение в горле из-за храпа. Врач Бузунов советует на ночь прополоскать горло столовой ложкой оливкового масла
• храп могут провоцировать более 20 разных недугов. Нужно искать причину!
• люди с тяжелой формой храпа, впервые испробовав на себе действие аппарата СРАР ( компрессор, который через трубку и маску подает в дыхательные пути струю воздуха и не дает им спадаться), обычно потрясенно восклицают: Я выспался впервые за 10 лет!
• людям с храпом и апноэ не рекомендуется принимать успокоительные средства и транквилизаторы — они усиливают симптомы болезни, ибо во время такого сна мозг спит и не контролирует дыхание. Кстати, когда мы видим сны, наши дыхательные пути также расслабляются, что приводит… Правильно, к храпу.
Воспроизведение информации в любой форме только с письменного разрешения Администратора проекта РМС-Экспо.
За достоверность рекламной информации, размещенной на сайте, ответственность несет рекламодатель.
Design&Promotion — Russian Medical Server
RMS-Expo © 2001 — 2003