Коварство хламидий

Регистрация случаев хламидиоза в России началась всего 15 лет назад. За это время сделаны огромные шаги в диагностике и лечении этой инфекции.  Но чем больше ученые изучают хламидию, тем больше сюрпризов она преподносит! Новые факты о роли хламидий в развитии различных заболеваний ошеломляют: это и атеросклероз, и астма, и артриты. Сам же хламидиоз предпочитает прятаться и «молчать».
О коварстве этого возбудителя рассказывает заведующий терапевтическим отделением Владимир Марковский.
– Владимир Борисович, что представляет собой хламидия? В чем особенность этого паразита?

– А что это за условия?
– Например, антибиотики. Хламидия очень не любит, когда ее «лечат». Это внутриклеточный паразит, вовсе не заинтересованный в том, чтобы его оттуда изымали. Для хламидии характерно, что лечение антибиотиками всего через 7 дней вызывает образование L-формы. Часть хламидий погибает, а те, которые успели перейти в L-форму, становятся для антибиотиков «непробиваемыми». И поэтому через какое-то время они могут опять реверсировать – принимать свой прежний вид и активно размножаться, занимая все новые клеточные территории. То есть даже при достижении клинического эффекта, когда проявления хламидиоза исчезают, человека-то не вылечили! И инфекция благодаря L-формам распространяется по всему организму – становится генерализованной. Чаще всего терапия антибиотиками приводит к местному улучшению, то есть в месте входных ворот процесс заканчивается.
– Ну, входные ворота у хламидии понятно какие: это же половая инфекция
– А вот тут Вы ошибаетесь! Не только. Входными воротами для хламидии являются любые слизистые оболочки (глаз, носа, глотки, половых органов).  Но преимущественно это все-таки заболевание, передающееся половым путем.  Это хламидийный уретрит, который протекает очень вяло, часто бессимптомно, особенно у мужчин. Как правило, болезнь остается незамеченной. У женщин хламидиоз чаще себя проявляет, видимо, здесь более благоприятная среда для размножения хламидий.  Назначение антибактериальных препаратов приводит к тому, что местный процесс заканчивается. Он может закончиться и спонтанно, за счет иммунной системы. Но в большинстве случаев на фоне местного улучшения инфекция генерализуется, то есть из места входных ворот уходит и где-то может сохраняться очень длительное время.
– А где она прячется?
– В крови, в лимфоузлах, в суставах. В последнее время хламидиоз стал большой хирургической проблемой. Оказывается, что так называемый асептический некроз головки бедра почти в половине случаев непосредственно связан с хламидийной инфекцией. Это не классическое воспаление, ведь хламидия в костях не живет, но она образует слизистые кисты, и кость как бы «вспенивается». Это может привести к тотальному разрушению всего сустава.
А вообще вариантов хламидийной инфекции множество. Хроническая хламидийная инфекция – это огромная проблема. Один американский исследователь очень метко сказал, что в патологии человека есть всего два вида заболеваний – это инфекционные заболевания и собственно инфекционные заболевания.
– То есть те болезни, которые мы всегда считали неинфекционными, на самом деле вызваны инфекцией?
– Это состояния, обусловленные хронической вирусной и бактериальной инфекцией. Даже в развитии такого распространенного заболевания, как атеросклероз, не последнюю роль играет хламидийная инфекция. Постоянное присутствие возбудителя в организме вызывает иммунодефицит. Ведь что такое любое хроническое заболевание? Это череда обострений и ремиссий.  Еще академик И.В. Давыдовский писал, что фаза ремиссии – это отнюдь не период временного здоровья, ведь причина, в данном случае хламидия, никуда не исчезла. Поэтому организм даже в состоянии ремиссии продолжает с ней бороться. А это значит, что иммунная система при атеросклерозе, да и при других заболеваниях, всегда находится в фазе напряжения.  Хроническая инфекция сопровождается выделением регуляторов воспаления –цитокинов, которые участвуют в формировании атеросклеротической бляшки.  А в самих бляшках часто обнаруживаются хламидии.  – Говорят, что грипп страшен не сам по себе, а развитием осложнений. Как дело обстоит с хламидиозом?
– Хламидиоз как раз опасен именно своими последствиями: это хронические заболевания мочеполовой сферы, снижение эректильной функции, невынашивание беременности, бесплодие. Это осложнения местного характера. Но есть и осложнения, связанные с поражением других органов.  Вот вам пример: молодой человек, младший сержант железнодорожных войск заболел острым хламидийным уретритом. А в результате он ослеп на один глаз, и ему пришлось ставить эндопротез головки бедра, это в двадцать-то лет! Вот что такое хламидиоз. Неправильно или не полностью вылеченная инфекция представляет собой большую опасность для организма.  Поскольку инфекция склонна хронизироваться, всегда присутствует иммунодефицит, перенапряжение иммунной системы, которое обязательно скажется в дальнейшем: более ранним развитием атеросклероза, разрушением костей, формированием слизистых кист.
– Выходит, правильно, что в любую вашу диагностическую программу обязательно входит обследование пациента на наличие инфекций?
– Это одно из преимуществ нашей клиники! Обследование на наиболее актуальные инфекции необходимо, ведь инфекция даже если не вызывает, то всегда осложняет течение любых заболеваний. В плане диагностики хламидиоза это анализ урогенитального соскоба методом ПЦР и, конечно же, определение титра антител в крови. Ведь при хроническом процессе возбудитель в крови находится в L-форме, поэтому мы опираемся здесь на антитела. Титр высокий – лечить надо!
– И как же Вы лечите?
– Сейчас правило лечения – сочетание антибиотиков с рациональной иммунотерапией. Чувствительность хламидий к антибиотикам известна. Хуже дело обстоит с иммунотерапией. Потому что иммунная система чрезвычайно сложна, многофакторна, и нет достаточных критериев, чтобы ее оценить, они очень дорогостоящи и опять-таки полного представления о состоянии иммунитета не дают.
– Тогда возникает вопрос, а что же такое рациональная иммунотерапия?
– Это комплексное воздействие на иммунитет. Лечение назначается в зависимости от возраста, давности заболевания, наличия осложнений и т.д.  В назначения могут входить в различных сочетаниях Т-активин, полиоксидоний, индукторы интерферона, комплекс витаминов и другие.  Повышаем неспецифическую резистентность организма, активно используем физиотерапию. Любому пациенту здесь можно помочь.  Ведь иммунная система распознает все, и L-формы хламидий тоже, но ее резервов не всегда хватает для борьбы с хронической инфекцией, для этого ее надо поддерживать.
– После всего сказанного, гарантом нашего здоровья является, наверное, полное воздержание?
– Да нет! Полное воздержание не требуется, хотя умеренность никогда не повредит! Единственным гарантом здоровья является состояние иммунитета.  Ведь 10% людей имеют врожденный иммунодефицит, они всегда болеют. 10% это люди с сильным иммунитетом, они не болеют никогда или болеют очень редко. А 80% людей – в том числе и у нас с вами – иммунная система зависит от условий. Значит, нужно создать условия, при которых иммунная система всегда была бы на страже нашего здоровья. Это все то, что укрепляет иммунитет, начиная от режима, отказа от курения и т.д., в том числе и правильное применение иммуномодуляторов – рациональная иммунотерапия.
Так что, несмотря на все коварство возбудителя, и у нас есть чем ответить: современная медицина может справиться и с хламидиозом, и с его осложнениями
– Хламидии относятся к особому классу – они занимают промежуточное положение между бактериями и вирусами. Коренное отличие вирусов в том, что они не могут сами себя воспроизводить, а хламидии могут. Хламидии очень малы по размеру и имеют схожий с вирусами цикл развития, это паразит внутриклеточный. Хламидия может очень быстро переходить в L-форму – состояние, когда паразит теряет свое типичное строение и меняет оболочку, которая становится защитной. Это борьба за выживание. В таком виде возбудитель размножаться не может, зато он переживает неблагоприятные условия.

Источник: Медпортал.