23 элемента, 21 в волосах

Если хорошенько покопаться, то в организме человека можно найти едва ли не всю таблицу Менделеева. Микроэлементы действительно очень важны, поскольку они входят в состав ферментов, гормонов, витаминов, пигментов или активируют их в процессе обмена.Если хорошенько покопаться, то в организме человека можно найти едва ли не всю таблицу Менделеева. Микроэлементы действительно очень важны, поскольку они входят в состав ферментов, гормонов, витаминов, пигментов или активируют их в процессе обмена. Они поступают в нас вместе с водой, пищей, воздухом, поэтому микроэлементный состав крови, ногтей, волос, мочи, зубов дает картину загрязнения среды обитания. Считают, что элементный состав волос лучше всего иллюстрирует ситуацию с техногенными загрязнениями окружающей среды, особенно тяжелыми металлами.
Ученые из Института химической кинетики и горения и Института цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск) изучили элементный состав крови и волос популяции тундровых ненцев и сравнили результаты. Поводом для такого исследования послужило то обстоятельство, что сегодня территория проживания тундровых ненцев считается зоной неблагоприятного техногенного воздействия в связи с интенсивным нефтегазовым освоением этого района.
Ученые собрали 47 образцов крови и 32 образца волос мужчин и женщин в возрасте от 16 лет до 61 года, проживающих в поселке Самбург Пуровского района Тюменской области. Кровь центрифугировали, чтобы отделить массу эритроцитов, 20 мкл которых было достаточно для дальнейшего анализа. А волосы брали из разных мест головы, промывали ацетоном, чтобы удалить жир и пыль, дистиллированной водой, затем снова ацетоном, высушивали и прессовали в таблетки диаметром 1 см (от 20 до 40 мг). Можно обойтись и 10 мг волос, если их спрессовать вместе с 10 мг полиэтилена, проверенного на отсутствие микроэлементов. Состав элементов в крови и волосах определяли с помощью рентгенофлуоресцентного анализа с использованием синхротронного излучения на станции элементного анализа в Институте ядерной физики СО РАН.
Что же показали результаты? Ученые обнаружили в волосах 21 элемент: кальций, медь, цинк, железо, марганец, хром, кобальт, молибден, рубидий, селен, бром, никель, стронций, иттрий, вольфрам, цирконий, мышьяк, ртуть, свинец, торий, уран. В крови присутствовали 23 элемента — те же, что в волосах, плюс германий и галлий. Концентрация большинства элементов в волосах выше, чем в крови. Правда, это не касается железа и рубидия, которых в крови заметно больше, что и понятно, ведь железо входит в состав гемоглобина.
И вот что интересно: если сравнивать состав крови у мужчин и женщин, то концентрация почти всех элементов у мужчин выше, чем у женщин. А для волос обратная ситуация: в женских волосах содержание почти всех элементов (за исключением свинца и ртути) больше, чем в мужских. Еще одно интересное наблюдение связано с тем, что в крови у мужчин не обнаружен никель, который есть у женщин. А ведь никель играет важнейшую роль в поддержании иммунного статуса организма.
Когда ученые сравнили микроэлементный состав волос тундровых ненцев с его средним значением по регионам России, то оказалось, что у ненцев выше концентрация мышьяка, свинца, ртути, хрома, брома, названия которых сами говорят за себя.
Полученные результаты — хорошая основа для выявления экологических связей популяции тундровых ненцев с геохимической средой их обитания. А рентгенофлуоресцентный метод, прошедший испытание в этом исследовании, по мнению ученых, может быть рекомендован для повсеместного использования в экологических исследованиях.
(по материалам сайта www.rfbr.ru)

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…