Стволовые клетки: от теории до практики один шаг………

В последние годы сделаны многообещающие открытия
/*Несмотря на то, что сегодня, пожалуй, ни одна область науки не
окружена таким количеством мифов, предубеждений и кривотолков, как
клеточная медицина, интерес инвесторов к этой сфере науки и практики
растет. Это объясняется многообещающими открытиями, сделанными в этой
области в последние годы. Достаточно сказать, что одних только
Нобелевских премий за последние десять лет выдано семь — и все за работы
в области клеточных технологий.*/
Как отмечает научный портал stemcells.ru, общий объем мировых рынков
клеточной терапии вырос с 26,6 млрд. $ в 2005 году до 52,2 млрд. $ в
2010 году. Предполагается, что к 2015 году он достигнет более 96 млрд.$
По мнению экспертов Business Communications Company, отраженному в отчете «B-153R Stem Cells and Progenitor Cell Therapy: Current Uses and Future Potential», мировой доход клеточной и цитокиновой терапии в 2005 году составил более 12,7 млрд. долларов. Этот рынок к 2010 году вырос до 20,7 млрд. долларов при среднегодовых темпах роста 10,3%.
По оценкам научного портала stemcells.ru, больше всего средств к 2015 году будет инвестировано в клеточные разработки, связанные с различными неврологическими заболеваниями (в том числе, с болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона и пр.), а также со злокачественными опухолями, болезнями сердца и сосудов, заболеваниями костей и суставов и сахарным диабетом.
Тренды последних лет показывают, что некоторые инвесторы, вкладывающиеся в клеточные разработки, не преследуют прямую коммерческую выгоду, а связывают свои надежды с будущими достижениями и открытиями. Ряд предпринимателей инвестируют средства в собственные лаборатории и даже спонсируют целые научные коллективы, предполагая, что те смогут открыть чудо-средства, способные спасти человечество от болезней старости. В первую очередь, конечно, спасти самих благодетелей.
…Любопытно, что сам термин «стволовая клетка» (СК) еще в 1908 году ввел в обиход российский ученый — гистолог, профессор военно-медицинской академии Санкт-Петербурга А. Максимов. Так что, об уникальных свойствах прародительниц всех типов клеток человеческого организма ученым известно давно. В том числе и о том, что СК обладают способностью к самообновлению. При каждом делении они, от природы не имея никакой дифференциации, постепенно совершенствуются – и в конечном итоге образуют специализированные клетки различных тканей. Таким образом, все клетки нашего организма возникают из стволовых клеток.
В 60-х годах прошлого века стволовые клетки начали впервые использовать в медицине. Метод пересадки СК костного мозга и по сей день является одним из основных в лечении ряда онкогематологических заболеваний. В некоторых европейских странах, например, в Германии, уже многие годы работают банки доноров стволовых клеток костного мозга (в России такого пока нет).
Сегодня же ученые все чаще говорят о потенциальном применении СК в регенативной (восстановительной) медицине . И чаще всего связывают свои надежды с т.н. мезенхимальными клетками, которые обнаружены во многих органах взрослых людей. Больше всего их в жировой ткани и костном мозге.
Терапия такими стволовыми клетками уже многие годы используется для лечения раневых поражений у ожоговых пациентов, а также в сердечно-сосудистой хирургии . Например, клеточные технологии применяют такие известные российские клиники, как Центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева и Кардиоцентр им. Мясникова. Например, в 2005 году семи пациентам Кардиологического центра МЗ РФ во время операции аортокоронарного шунтирования были введены кардиомиобласты, полученные из мезенхимальных клеток костного мозга. Через полгода ученые оценили результаты с использованием эхографии и сцинтиграфии (Rakhmat-Zade T.M., Scridlevskaya E.F., Kolesnikova A.I., Konoplyannikov A.G., Samoilenko L.E., Sergienko V.B., Akchurin R.S. Bone marrow stem cells transplantation during coronary artery bypass grafting in patients with ischemic left ventricular dysfunction. In:”3rd International Congress The Failing Heart. November 2005. Amsterdam). По данным эхографии фракция выброса левого желудочка в результате применения мезенхимальных стволовых клеток возросла в среднем с 31% до 45%, а сцинтиграфия показала снижение дефекта перфузии миокарда.
Потенциал стволовых клеток только начинает использоваться наукой и практикой.
Потенциал стволовых клеток только начинает использоваться наукой и практикой.
Такие же операции проводились и в Медицинском радиологическом научном центре РАМН. Пациентам с хронической сердечной недостаточностью внутривенно вводили аутологичные кардиомиобласты, выращенные в культуре из мезенхимальных клеток костного мозга. Результаты обнадеживают. В исследовании «Опыт лечения больных с хронической сердечной недостаточностью с помощью внутривенной трансплантации аутологичных кардиомиобластов» (Москва, 2005) ученые отмечают не только безопасность метода, но и положительную динамику в показателях здоровья пациентов. Отмечено, что у этих людей стали более редкими или вообще прекратились приступы стенокардии, уменьшилась одышка.
Статью о возможности ускорения заживления ран с помощью МСК опубликовал еще в 2001 году авторитетный журнал Immunology. Кроме того, ряд научных работ показал, что этот вид стволовых клеток может оказывать выраженное противовоспалительное действие, а также стимулировать рост эндотелия сосудов.
«Если говорить о перспективах применения мезенхимальных стволовых клеток, то они очень широкие, — считает главный врач клиники стволовых клеток «Новейшая медицина» Юрий Хейфец . Например, эту методику можно рассматривать в качестве одной из возможных для лечения детского церебрального паралича, нейродегенеративных нарушений, болезни Альцгеймера. Можно предположить, что внутривенно введенный пациенту клеточный материал способствует воссозданию новых кровеносных сосудов и улучшает кровоснабжение нервной системы».
…Потенциал стволовых клеток только начинает использоваться наукой и
практикой. В будущем ученые надеются создавать из них ткани и целые
органы, необходимые больным для трансплантации взамен органов, вышедших
из строя. Ведь теоретически такие «запчасти» можно вырастить из клеток
самого пациента , они не будут
вызывать отторжения, что является большим преимуществом. Таким образом,
в результате может полностью отпасть необходимость в ожидании
подходящего больному донорского органа
Кстати, недавно проект по т. н. биопринтингу человеческих органов стартовал в России при поддержке фонда «Сколково»; его ведущим стал известный американский ученый российского происхождения Владимир Миронов. Речь идет о трехмерной печати человеческих органов из мезенхимальных стволовых клеток жировой ткани. Как бы фантастически это ни звучало, некоторые успехи в этой области уже достигнуты. В прошлом году изобретение трехмерной печати вошло в список 200 прорывных технологий, который составляет аналитическая компания Gartner. Как рассказывал сам Владимир Миронов на презентации нового проекта в наукограде «Сколково», ученые уже научились получать из биопринтера кусочки кожи, хрящи и крохотные участки сосудов. С помощью таких микромоделей тканей, например, начинают исследовать новые лекарства.
Тем временем американские ученые тоже работают над проектом биопринтинга человеческого сердца. Об этом недавно сообщил мировым СМИ руководитель проекта Стюарт Уильямс (Stuart Williams) из Института сердечно-сосудистых инноваций в Луисвилле, штат Кентукки. По словам авторов, «биопринтерное» сердце будет готово к трансплантации ориентировочно через 10 лет. « Используя самые современные технологии, мы уже можем печатать отдельные компоненты сердца, но мы хотим сразу произвести его целиком. Для этого наши инженеры работают над новым поколением 3D-принтеров, способных послойно воспроизвести структуру человеческого кровяного насоса», — заявил доктор Уильямс.
Не вызывает сомнения тот факт, что в будущем клеточная медицина принесет нам еще немало сюрпризов и открытий, которые помогут лечить многие, ранее считавшиеся неизлечимыми, заболевания.

Tags: ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…