Пробы с нагрузкой калием, Бояновича. Определение содержания натрия и калия в слюне для оценки функции надпочечников……..

Проба с нагрузкой калием была проведена у 77 больных язвенной болезнью, причем у 57 из них — в динамике. У всех больных определялась также концентрация натрия в плазме крови . Концентрация натрия и калия в плазме у больных язвенной болезнью равнялась соответственно 147,6±2,26 мэкв/л при норме 146,5±3,35 мэкв/л и 4,5±0,038 мэкв/л при норме 4,62± ±0,08 м-экв/л и практически не отличалась от нормы.
При проведении пробы Bojanowicz концентрация калия увеличилась с 4,5±0,38 до 5,17±0,034. Положительный результат пробы констатирован у 55 из 77 больных, причем наибольшее число положительных результатов получено в фазе обострения заболевания. По мере стихания обострения заболевания намечалась тенденция к повышению устойчивости к калию, о чем свидетельствовало уменьшение числа положительных проб.
Таким образом, отмечено явное несоответствие между результатами прямого определения альдостерона и пробой Бояновича. Для выяснения этого обстоятельства были поставлены специальные исследования. У 23 больных изучалось влияние дезоксикортикостеронацетата (ДОКА) на устойчивость к калию с параллельным определением у них суточной экскреции альдостерона. В отличие от данных Бояновича, отметить нормализующее действие ДОКА на устойчивость к калию не удалось. Уменьшение числа положительных результатов данной пробы после 6— 7-дневного внутримышечного введения 10 мг ДОКА оказалось статистически недостоверным, а в конце курса гормонотерапии число положительных результатов, т. е. снижение устойчивости к калию, даже увеличилось.
При сопоставлении результатов пробы на устойчивость к калию и данных суточной экскреции альдостерона зависимости между ними не было установлено. У 18 из 23 больных с нормальными показателями спонтанной экскреции альдостерона и вполне адекватной ответной реакцией на нагрузку гипотиазидом проба Бояновича оказалась положительной. В целом ряде случаев средние показатели альдостенурии были практически одинаковыми как при отрицательных, так и положительных результатах пробы Бояновича.
оценка содержания натрия и калия в слюне
По-видимому, результаты исследований при помощи пробы на устойчивость к калию следует рассматривать с двух точек зрения. Высокий процент положительного выпадения пробы Бояновича у больных язвенной болезнью является характерным признаком данного заболевания, особенно в период обострения. Но вместе с тем данная проба не может служить безоговорочным тестом состояния минералокортикоидной функции надпочечников.
Отсутствие влияния ДОКА на результаты пробы у больных язвенной болезнью, а также отсутствие сколько-нибудь заметного параллелизма между показателями спонтанной экскреции альдостерона и реакцией коры надпочечников на нагрузку гипотиазидом, с одной стороны, и характером соответствующей устойчивости к калию, с другой, свидетельствуют о том, что между состоянием минералокортикоидной функции и устойчивостью к калию прямой связи не существует.
Как уже упоминалось, при исследовании *минералокортикоидной функции надпочечников* используется другой косвенный тест — определение содержания натрия и калия в слюне с вычислением коэффициента натрий/калий. Однако недостаточное критическое отношение к данному тесту как показателю минералокортикоидной функции нередко приводит к ошибочной трактовке полученных данных. Учитывая это обстоятельство, в нашей лаборатории был разработан оригинальный метод определения минералокортикоидной функции по величине реабсорбции натрия в протоках околоушной слюнной железы (В. А. Горшков).
Сущность данной пробы состоит в том, что в условиях остановленного слюноотделения определяется коэффициент реабсорбции (PNa), выражаемый в процентах. Использование данной методики имеет преимущество перед определением натрия и калия в слюне, так как величина упомянутого коэффициента не зависит от скорости секреции слюны и, следовательно, более надежно отображает минералокорти-коидную функцию надпочечников.
С целью сопоставления результатов указанных исследований было проведено определение содержания натрия и калия в слюне и коэффициента реабсорбции натрия (PNa), а также скорости секреции слюны у 46 больных язвенной болезнью и у 20 практически здоровых лиц. Исследовалась слюна околоушной слюнной железы, полученная в условиях остановленного слюноотделения с применением в качестве раздражителя 1% раствора лимонной кислоты. Полученные данные (табл. 9) свидетельствуют о том, что изучаемые показатели как у больных, так и у здоровых колеблются в одних и тех же пределах.
Как видно из изложенного, минералокортикоидная *функция надпочечников при язвенной болезни*, и, в частности, в ранних ее фазах (у больных с локализацией язвы в двенадцатиперстной кишке), остается интактной. На это указывают результаты как прямых определений альдостерона, так и косвенные слюнные тесты, основанные на изучении электролитов.
*/В ходе подготовки данной статьи для пользователей сайта MedUniver.com
использованы труды М. Р. Виноградовой, А. Я. Иванова, С.М. Липовского,
В. И. Лойко, Т. И. Мордвинкиной, В. Н. Туголукова/*
— Читать далее «ДОКА при язвенной болезни. Влияние минералкортикоидов на
язву желудка »

Оглавление темы «Стероиды и уропепсиноген при язвенной болезни»:
1. Синтез глюкокортикоидов и изменения слизистой желудка
2. Минералокортикоидная функция надпочечников. Эффекты гипотиазида
3. Пробы с нагрузкой калием, Бояновича. Определение содержания натрия и калия в слюне для оценки функции надпочечников
4. ДОКА при язвенной болезни. Влияние минералкортикоидов на язву желудка
5. Дисфункция гипофизарно-надпочечниковой системы при язвенной болезни
6. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система (ГГНС), уропепсиноген в хирургии язвенной болезни
7. Функция надпочечников, обмен уропепсиногена после операции на язве желудка и ее осложнениях
8. Стероидные гормоны, аскорбиновая кислота (витамин С) при язвенной болезни
9. Глюкокортикостероиды и уропепсиноген при осложненных формах язвы желудка
10. Влияние операций на желудке, кровотечений из язвы на синтез стероидов, уропепсиногена

Tags: , , ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…