Особенности антиоксидантной системы в патогенезе миомы матки…

Миома матки относится к числу наиболее частых гинекологических заболеваний, ее частота составляет 25-35% (2, 6, 17). По поводу миомы матки выполняется до 50-70% оперативных вмешательств в гинекологических стационарах, из которых 70 — 95% приходится на радикальные операции, в том числе и в репродуктивном возрасте (28%), когда предпочтительными должны быть органосохраняющие методы лечения (5, 8).
Концепция патогенеза миомы матки подробно обсуждается в литературе не одно десятилетие (7, 16). Однако, многие вопросы, посвященные данной проблеме, остаются дискутабельными и недостаточно изученными.
В последнее время широко обсуждается вопрос о роли дисбаланса про- и антиоксидантной систем, а также влияния активных форм кислорода на развитие опухолевого процесса. Между тем, эти данные позволили бы приблизиться к решению проблемы органосохраняющей терапии при миоме матки.
Антиоксидантная система человека (АОС) – это система, блокирующая образование высокоактивных свободных радикалов (активные формы кислорода). Продукция свободных радикалов, приводящая к окислению липидов клеточных мембран, является одним из наиболее мощных стимулов, повреждающих клетки и ткани (4, 12).
В нормальных физиологических условиях небольшие количества кислорода, потребляемого митохондриями, постоянно конвертируются в супероксид-анионы, перекись водорода и гидроксильные радикалы. Избыточная продукция этих радикалов является фактором повреждения, и на этот счет в клетке имеется естественная антиоксидантная система. Она представлена ферментами, среди которых важное значение имеют Mn2+- и Cu2+-зависимые супероксид-дисмутазы (SOD), глютатион пероксидаза (GPX), глютатион-редуктаза и каталаза (CAT). SOD конвертирует супероксид-анионы в перекись водорода, которая затем трансформируется в воду другими ферментами, GPX и CAT (9).
Активные формы кислорода химически очень агрессивны: они повреждают белки и ДНК а, главное, вызывают перекисное окисление липидов (ПОЛ) — процесс, ведущий к тяжелому повреждению мембран. Имеется ряд публикаций, свидетельствующих, что активные формы кислорода стимулируют деление различных типов клеток (12). Механизм, по которому активные формы кислорода участвуют в передаче митотического сигнала, сложен. Показано, что они включают каскад реакций, которые передают митотический сигнал при воздействии факторов роста, активирующих в клетке различные транскрипционные факторы (15, 18). Другая возможность митогенного действия активных форм кислорода — ингибирование фосфатаз, ферментов, инактивирующих участников передачи митогенного сигнала.
Активность и уровень основных ферментов разрушения активных форм кислорода — супероксидисмутазы, каталазы и глутатионпероксидазы в большинстве опухолей, а также в трансформированных клетках снижены по сравнению с гомологичной нормальной тканью (20). Уже на ранних стадиях опухолевого роста в инициированных клетках существуют условия для поддержания более высокого уровня активных форм кислорода по сравнению с нормальными окружающими клетками, что является одним из факторов, определяющих избирательный рост инициированных клеток на определенных этапах промоции.
В настоящее время накопилось достаточно данных, свидетельствующих об участии радикальных окислительных реакций в клеточной пролиферации, опухолевой трансформации клеток и их запрограммированной гибели (апоптозе) (13). Считается, что окислительный стресс средней интенсивности, стимулирует пролиферацию (19), в то время как многие антиоксиданты (в том числе витамины А, С и Е) обладают выраженным антипролиферативным действием (14).
В настоящее время большое значение при оценке состояния больных с миомой матки уделяется антиоксидантной системе организма и перекисному окислению липидов. Проведенные рядом авторов исследования (9) обнаружили, что у больных с миомой матки (с хронической кровопотерей) системы ПОЛ и АОС исходно находятся в состоянии дисбаланса.
Данный дисбаланс усугубляется еще и тем, что хроническая
постгеморрагическая анемия у больных с миомой матки способствует
гипоксии тканей, приводящее к нарушениям не только в АОС и системе ПОЛ,
но и угнетению всех систем организма. Следует также отметить, что между
показателями ПОЛ и иммунного статуса существуют корреляционная
взаимосвязь, свидетельствующая о том, что структура и функция клеток
иммунной системы зависит от баланса про- и антиоксидантных систем организма.
Т.Д. Коваленко, О.Г. Саркисян провели исследование, целью которой явилось выяснение особенностей антиоксидантного ферментативного статуса эритроцитов при разных клинических формах миомы матки (4). В результате проведенного исследования авторы установили, что у больных миомой матки имеются выраженные отличия в изменении активности ферментов первой и второй линии антиоксидантной защиты организма.
Вследствие дисбаланса (неэффективность работы первого и второго звена ферментативной антиоксидантной защиты организма) в работе основных звеньев антиоксидантной защиты нарушается обезвреживание активных форм кислорода, что приводит к формированию генетически измененного клона мышечных клеток и отражает один из важных аспектов патогенеза миомы матки. Авторы указывают, что кровопотеря, осложняющая течение миомы матки, вызывает формирование гипоксии и усугубляет клиническое течение заболевания, что документируется более выраженным дисбалансом между антиоксидантами 1 и 2 линии защиты.
Таким образом, очевидно, что стимуляция естественных антиоксидантных систем, привнесение экзогенных антиоксидантов – один из ключевых моментов консервативной терапии и профилактики опухолевого роста при миоме матки. Для предотвращения или коррекции оксидативного стресса применяются различные антиоксиданты, обладающие разной силой защитного ответа. В ряду известных натуральных и синтетических антиоксидантов, помимо витамина E, известны бета-каротин, витамин С, некоторые микроэлементы (селен) и др.
Необходимо отметить, что отсутствие значимых побочных эффектов при приеме большинства синтетических антиоксидантов еще один важный факт, позволяющий дополнительно аргументировать целесообразность применения антиоксидантных препаратов в процессе комплексной консервативной терапии миомы матки.
Итак, в связи с вышеперечисленным представляется вполне оправданным применение комплексных антиоксидантных препаратов для профилактики и терапии миомы матки. Заслуживающим внимания в качестве антиоксидантного действия являются витамины А, Е и С.
Витамина А участвует в окислительно-восстановительных процессах, регуляции синтеза белков, способствует нормальному обмену веществ, функции клеточных и субклеточных мембран. По данным некоторых авторов данный витамин снижает чувствительность матки к эстрогенам и способствует нормальному метаболизму стероидных гормонов (1).
Витамина А поступает в организм в виде каротиноидов и ретинола. Каротиноиды, наибольшее значение из которых имеет бета-каротин, в результате метаболических превращений в печени образуют витамин А. Необходимо отметить, что в связи с риском передозировки и интоксикации при продолжительном применении препаратов витамина А, целесообразно использование бета-каротина, так как он не обладает токсическими эффектами при накоплении в организме.
Превращение бета-каротина в биологически активную форму витамина А происходит лишь в необходимых организму количествах. Также следует отметить, что усвоение витамина А зависит от содержания жиров в диете и состояния желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь делает предпочтительнее прием водорастворимых форм витамина, обладающих высокой биодоступностью (3).
Витамин Е сильнейший антиоксидант, препятствующий образованию токсических биохимических продуктов в крови (вследствие перекисного окисления), способствует снижению активности окислительного стресса, стабилизирует клеточную мембрану, защищает клеточные структуры от разрушения свободными радикалами, регулирует синтез белков и пролиферацию клеток, участвует в биосинтезе гема, улучшает процессы тканевого дыхания, активирует синтез белка, иммуноглобулинов и факторов неспецифической защиты (21).
Витамин С является мощным антиоксидантом, играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов, участвует в синтезе внеклеточного матрикса, в обмене фолиевой кислоты и железа, а также в синтезе стероидных гормонов и катехоламинов (10).
Таким образом, с учетом особенностей антиоксидантной системы в
патогенезе миомы матки, использование витаминов А, Е и С является
обоснованным, безопасным и действенным способом фармакологической коррекции.
Необходимо отметить, что особо эффективным является комплексное назначение антиоксидантных препаратов, так как при этом происходит не только суммация эффектов, но и синергетическое действие с усилением положительных влияний, связанное с наличием в организме единой системы антиоксидантной защиты.

/Сидорова Ираида Степановна – зав. кафедрой акушерства и гинекологии
ФППОВ ММА им. И.М. Сеченова, член-корр. РАМН, профессор, доктор
медицинских наук
Унанян Ара Леонидович – доцент кафедры акушерства и гинекологии ФППОВ
ММА им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук/

/Список литературы:/
1. Баскаков В.П., Цвелев Ю.В., Кира Е.Ф. Эндометриоидная болезнь. -СПб.:
ООО «Издательство Н-Л». – 2002. – 452 с
2. Вихляева Е.М. Молекулярно-генетические детерминанты опухолевого роста и обоснование современной стратегии ведения больных лейомиомой матки.
// Вопросы онкологии. 2001. Том 47. №2. С.200-204
3. Ключников С.О., Гнетнева Е.С., Нечаева Н.Л. Микронутриенты витамин А и бета-каротин. Целесообразность применения. // Педиатрия. 2007;6.
4. Коваленко Т.Д., Саркисян О.Г. // Роль антиоксидантной ферментативной системы в патогенезе миомы матки // Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежь и наука: итоги и перспективы» 2006 г. стр. 81
5. Руководство по эндокринной гинекологии // Под редакцией Е.М.
Вихляевой — М.: МИА, 1998. – 765 с.
6. Сидорова И.С.. Миома матки (современные проблемы этиологии, патогенеза, диагностики и лечения), М., МИА, 2003.
7. Сидорова И.С., Унанян А.Л., Коган Е.А. и др. Миома матки в сочетании с аденомиозом. Пути фармакологической коррекции. // Научно-практический журнал «Врач» №3, М., 2007, стр. 94-96.
8. Стрижаков А.Н., Давыдов А.И., Пашков В.М. и др. Органосберегающее хирургическое лечение доброкачественных заболеваний матки. // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии.- 2003; — 2(3). – С. 5-9.
9. Стрижова Н.В., Дугиева М.З., Багдасарова З.З., Трубникова Е.В. // Состояние перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы у гинекологических больных в послеоперационном периоде и коррекция нарушений. // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии Том 1. Выпуск
1. Раздел II, 2001
10. Brown DJ, Goodman J. A review of vitamins A, C, and E and their relationship to cardiovascular disease. // Clin Excell Nurse Pract. 1998 Jan;2(1):10-22.
11. Bhaskaram P. Micronutrient malnutrition, infection, and immunity: an overview. // Nutr Rev. 2002 May;60(5 Pt 2):S40-5.
12. Burdon R., 1995. Superoxide and hydrogen peroxide in relation to mammalian cell proliferation. Free Radical Biol. Med. 18, pp. 775–794.
13. Buttke TM., Sadstrom PA. // Immunol. Today. 1994. V. 15. P. 7.
14. Chan W. // Nutr. Res. 1996. V. 16. P. 427.
15. Flohe L., Brglius-Flohe, R., Salion, C., Traber, M., and Packer, L.
(1997) Free Rad. Biol. Med., 22, 1115-1126.
16. Kevin D., Burroughs, Robin Fuchs-Young, Barbara Davis and Cheryl L.
Walker. Altered Hormonal Responsiveness of Proliferation and Apoptosis During Myometrial Maturation and the Development of Uterine Leiomyomas in the Rat.// Biol. Reprod. – 2000. – Vol. – 63. – P. 1322-1330.
17. Ligon A.H. et all. Genetic of leiomyomas // Genes Chromosomes Cancer. – 2000. — N 28 (3). – P. 235-45.
18. Lee S. et al., 1996 , Lee S., Huang, Y., Wu, W., and Lin, J. (1996)
Free Rad. Biol, Med., 21, 437-448.
19. McCord JM, // Proc. Soc. Exptl Biol. and Med. 1995. V. 209. P. 112.
20. Oberley L. and Oberley T. (1988) Moll Cell. Biochem., 84, 147-153.
21. Thabet MA, Chan JC. Vitamin E in renal therapeutic regiments. //
Pediatr Nephrol. 2006 Dec;21(12):1790-801

Tags:

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…