Лечение уретритов, вызванных mycoplasma genitalium.

М. А. Гомберг, доктор медицинских наук, профессор
А. М. Соловьев, кандидат медицинских наук, доцент
И. Н. Анискова
В. П. Ковалык, кандидат медицинских наук/
ЦНИКВИ, МГМСУ, Москва *

Установлено, что человек является естественным «хозяином» 13 видов
микоплазм, из которых возможными возбудителями уретритов могут являться
/Mycoplasma (M.) hominis, M. genitalium и Ureaplasma (U.) urealyticum./
Кроме этих видов микоплазм в урогенитальном тракте также обнаруживают
/M. fermentans, M. primatum, M. pirum, M. spermatophilum, M. penetrans,
M. pneumoniae./
Вопрос о роли генитальных микоплазм в этиологии негонококковых уретритов (НГУ) остается нерешенным из-за широкого распространения этих микроорганизмов и их частого выявления у лиц, не имеющих клинической симптоматики. Мнения исследователей по данному вопросу расходятся. Одни авторы склонны относить микоплазмы к облигатным патогенам, вызывающим уретриты, цервициты, простатиты, послеродовые эндометриты, пиелонефриты, бесплодие, различную патологию беременности и плода. Соответственно, по мнению этих авторов, следует добиваться эрадикации микоплазм в случае их выявления. Другие считают, что микоплазмы являются условно-патогенной флорой урогенитального тракта и лишь при определенных условиях способны вызывать инфекционно-воспалительные заболевания мочеполовых органов. Большинство зарубежных авторов относят все микоплазмы, за исключением /M. genitalium,/ к условно-патогенной флоре. Именно поэтому в МКБ-10 такого заболевания, как микоплазмоз, уреаплазмоз или уреаплазменная инфекция, не зарегистрировано. По мнению многих исследователей, из микоплазм без всяких оговорок к числу патогенов, способных вызывать уретриты, можно отнести только /M. genitalium/.
Обобщенные данные об эпидемиологии /M. genitalium/ были представлены
David Taylor-Robinson (2001) на основе анализа работ 19 наиболее
авторитетных исследователей, согласно которым эти микроорганизмы
выделяли у 10–50% больных НГУ и у 0–17,7% здоровых лиц. Позже N. Dupin
et al. (2003) было показано, что исчезновение этих микроорганизмов из
уретры сопровождается разрешением уретрита и, наоборот, рецидив
заболевания может быть связан с использованием препаратов, недостаточно
активных в отношении /M. genitalium./
Клиническая картина уретрита, при котором обнаруживаются микоплазмы, как и при инфицировании хламидиями, не имеет патогномоничных симптомов. /M. genitalium/ чаще обнаруживают у лиц с хроническими уретритами, вероятной причиной рецидивирования которых она является. L. Mena et al. (2002) показали, что пациенты с /M. genitalium/-ассоциированными уретритами в меньшей степени, чем больные с гонококковыми уретритами, предъявляют жалобы на дизурию и выделения, а выделения у них гораздо реже носят гнойный характер.
Диагностика. Выявление /M. genitalium/ в материале из урогенитального тракта проводится только методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). Исследование позволяет очень быстро — в течение суток — выявить ДНК возбудителя в соскобе из урогенитального тракта и определить его видовую принадлежность. Культуральное исследование на селективных средах используется для выявления /M. hominis/ и /U. urealyticum/.
Лечение
Как и в большинстве случаев выявления условно-патогенной флоры, для микоплазм выделяют ряд факторов, способствующих развитию инфекционно-воспалительных процессов. Наиболее важными из них являются иммунные нарушения, изменения гормонального статуса, массивность колонизации, ассоциации с другими бактериями. Все эти факторы, а также вид возбудителя, давность инфицирования, историю предшествовавшего лечения, наличие сопутствующей патогенной и условно-патогенной флоры следует учитывать при определении тактики ведения больных.
Этиотропное лечение НГУ, вызванных M. genitalium, основывается на применении антибактериальных препаратов различных групп. Активность препаратов в отношении любой инфекции определяется минимальной подавляющей концентрацией (МПК) в исследованиях /in vitro/. Показатели МПК, как правило, коррелируют с результатами клинического излечения. Оптимальными препаратами считаются антибиотики с наименьшей МПК, но следует помнить о важности таких параметров, как биодоступность, способность к созданию высоких внутритканевых и внутриклеточных концентраций, переносимость лечения и комплаентность больных.
Для выбора схемы адекватной терапии в конкретных случаях рекомендуется лабораторное определение чувствительности выделенных культур к различным антибиотикам. Но проблема заключается в том, что это в основном касается выявленной сапрофитной флоры. Так, многие авторы отмечают способность микоплазм быстро приобретать устойчивость к антибактериальным препаратам при их пассировании /in vitro/. Следовательно, необходимо тестирование свежевыделенных от больных штаммов. Другая сложность состоит в том, что при выявлении микоплазм чувствительность к антибиотикам /in vitro/ не обязательно коррелирует с положительным эффектом /in vivo./ Это может быть связано с фармакокинетикой препаратов. Указанные факторы необходимо учитывать при назначении этиотропной терапии, которая во многих случаях может являться частью комбинированной терапии, особенно при смешанных инфекциях.
Европейское (2001) и Американское (2006) руководства по ведению больных с уретритами содержат рекомендации, согласно которым следует проводить лечение НГУ по базовым и альтернативным схемам.
/Базовые схемы:/
* азитромицин — 1,0 г внутрь, однократно;
* доксициклин — 100 мг 2 раза в день в течение 7 дней.

/Альтернативные схемы:/
* эритромицин — 500 мг 4 раза в день в течение 7 дней или 500 мг 2 раза в день в течение 14 дней;
* офлоксацин — 200 мг 2 раза в день, или по 400 мг 1 раз в день, или по 300 мг 2 раза в день в течение 7 дней;
* левофлоксацин — по 500 мг 1 раз в день в течение 7 дней;
* тетрациклин — 500 мг 4 раза в день в течение 7 дней.

Из приведенных схем видно, что основными антибиотиками, рекомендованными для лечения НГУ, являются препараты тетрациклинового ряда, макролиды и фторхинолоны.
Если обобщить рекомендации, изложенные в основных отечественных руководствах («Федеральное руковод­ство по использованию лекарственных средств», «Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций, передаваемых половым путем» (под ред. акад. РАМН А. А. Кубановой), «Методические материалы по диагностике и лечению наиболее распространенных инфекций, передаваемых половым путем, и заболеваний кожи (протоколы ведения больных)», изданных ЦНИКВИ), то можно представить следующие схемы этиотропного лечения НГУ, принятые в России.

Антибиотики тетрациклинового ряда
/*Основные препараты:*/
* доксициклин — по 100 мг 2 раза в сутки не менее 7–14 дней. Первая доза при приеме препарата составляет 200 мг.

/*Альтернативные препараты:*/
* тетрациклин — по 500 мг 4 раза в сутки в течение 7–14 дней;
* Метациклин — по 300 мг 4 раза в сутки в течение 7–14 дней.

Макролиды
/*Основные препараты:*/
* азитромицин — однократный прием 1,0 г или по 250 мг 1 раз в сутки в течение 6 дней. Препарат принимают за 1 ч до еды или через 2 ч после еды;
* джозамицин — по 500 мг 2 раза в сутки в течение 7–14 дней.

/Альтернативные препараты:/
* эритромицин — по 500 мг 4 раза в день в течение 7–14 дней;
* рокситромицин — по 150 мг 2 раза в сутки в течение 7–14 дней;
* кларитромицин — по 250 мг 2 раза в сутки в течение 7–14 дней;
* мидекамицин — по 400 мг 3 раза в сутки в течение 7–14 дней.

Фторхинолоны
* офлоксацин — по 200–300 мг 2 раза в день в течение 7–14 дней;
* спарфлоксацин — по 200 мг 1 раз в сутки в течение 10 дней (в первый день дозу удваивают);
* левофлоксацин — по 500 мг 1 раз в сутки в течение 10 дней;
* пефлоксацин — по 600 мг 1 раз в сутки в течение 7–14 дней.

Препараты тетрациклинового ряда — самые распространенные лекарственные средства для этиотропного лечения больных НГУ, вызванных /M. genitalium/. И хотя доксициклин применяется в лечении различной патологии несколько десятилетий, его активность против главных возбудителей НГУ остается высокой (D. Kilic et al., 2004).
Именно поэтому, согласно всем упоминавшимся выше рекомендациям, препаратом выбора при лечении НГУ является доксициклин. Преимуществом его использования является достаточно высокая эффективность и относительно небольшая стоимость лечения. Доксициклин по сравнению с тетрациклином имеет более высокую биодоступность, более длительный период полувыведения и лучше переносится. Кроме того, при использовании доксициклина, в отличие от других тетрациклинов, нет необходимости соблюдать диету, разработанную с учетом возможности связывания тетрациклинов с ионами Са^2+ . Наиболее частыми побочными эффектами при приеме препаратов тетрациклинового ряда являются тошнота, рвота, диарея, аллергические реакции. Эти реакции значительно менее выражены при использовании доксициклина моногидрата, а не традиционного доксициклина гидрохлорида. Нейтральная реакция доксициклина моногидрата (Юнидокс Солютаб) исключает возникновение эзофагитов, встречающихся при применении других форм доксициклина. Доксициклина моногидрат выпускается в уникальной лекарственной форме таблеток солютаб, которые могут приниматься внутрь целиком, могут быть разделены на части или разжеваны, могут быть растворены в воде с образованием сиропа-суспензии (при растворении в 20 мл воды) или раствора-суспензии (при растворении в 100 мл воды). Биодоступность доксициклина моногидрата в указанной форме составляет 95%, что практически соответствует внутривенной инфузии. Следовательно, удачное сочетание химической формулы (моногидрат) и лекарственной формы (солютаб) делает препарат Юнидокс Солютаб безопасным, а лечение с его помощью — высококомплаентным.
В период лечения препаратами группы тетрациклинов больным необходимо избегать инсоляции из-за возможности фотосенсибилизации.
Этого побочного действия совершенно лишены антибиотики из группы макролидов. Все упомянутые руководства к препаратам выбора при лечении НГУ относят макролидный антибиотик азитромицин. Этому способствуют уникальные фармакокинетические характеристики азитромицина: продолжительный период полувыведения, высокий уровень всасывания и устойчивость к кислой среде, способность этого антибиотика транспортироваться лейкоцитами к месту воспаления, высокая и продолжительная концентрация в тканях, а также возможность проникновения внутрь клетки. Благодаря тому, что высокая терапевтическая концентрация азитромицина в тканях достигается после однократного приема стандартной дозы антибиотика и сохраняется в местах воспаления не менее 7 сут, с появлением азитромицина впервые возникла возможность эффективного лечения больных хламидийной инфекцией однократным приемом антибиотика внутрь. Оригинальным и наиболее известным препаратом азитромицина является Сумамед, который используется в Российской Федерации с начала 90-х годов прошлого века.
Преимуществами всех современных макролидных антибиотиков перед первым антибиотиком из этой группы эритромицином являются более высокая эффективность, улучшенная фармакокинетика, хорошая переносимость и меньшая кратность приема.
При приеме макролидов могут наблюдаться побочные эффекты со стороны
желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, диарея) и печени (повышение
активности трансаминаз, холестаз, желтуха), а также аллергические реакции.
Наиболее благоприятный, по сравнению с другими макролидами, профиль безопасности имеет джозамицин. Частота побочных эффектов при его приеме не превышает 2–4%. Препарат не обладает гепатотоксичностью и почти не изменяет нормальную микрофлору кишечника. На нашем фармацевтическом рынке джозамицин пока представлен единственным препаратом с торговым названием Вильпрафен.
Необходимо обратить внимание: микоплазмы могут быть устойчивы к «старым» макролидам (эритромицин, спирамицин, олеандомицин) и стрептограминам, но высоко чувст­вительны к новейшим макролидам (джозамицин, азитромицин, кларитромицин) и линкозаминам.
Следующую группу препаратов, обладающих высокой активностью против широкого спектра возбудителей НГУ (и в том числе /M. genitalium/), составляют фторхинолоны.
Такие фторхинолоны, как офлоксацин и спарфлоксацин, особенно высокоэффективны при НГУ, сопровождающихся массивной колонизацией условно-патогенной сапрофитной флоры, так как обычно эта флора чувст­вительна к данным антибактериальным препаратам. Их «лидирующее положение» обусловлено широтой антибактериального спектра, высокой бактерицидной активностью, отличными фармакокинетическими характеристиками (быстротой всасывания, высокими концентрациями препарата в тканях, клетках, биологических жидкостях), низкой токсичностью. При лечении спарфлоксацином достигается более высокая комплаентность, так как препарат принимают лишь 1 раз в сутки. По данным Ю. Н. Перламутрова и соавт. (2002), спарфлоксацин высокоэффективен при микоплазменной и уреаплазменной инфекциях. На российском фармацевтическом рынке спарфлоксацин продается под торговым названием Спарфло, а среди дженериков офлоксацина в последнее время все большую популярность завоевывает препарат Офлоцид.
Как и тетрациклины, фторхинолоны обладают фотосенсибилизирующим эффектом. Кроме того, препараты из группы фторхинолонов противопоказаны больным с нарушением функ­ции печени и почек. Из побочных реакций после приема фторхинолонов могут наблюдаться диспептические расстройства, тошнота, рвота, головокружение, аллергические реакции, тендиниты.
Таким образом — на основании проведенного обзора литературы, — при лечении больных с уретритами, вызванными /M. genitalium/, следует отдавать предпочтение доксициклину, новейшим макролидам и фторхинолонам. При рецидивирующем течении инфекции рассматривается вопрос об удлинении сроков приема антибиотиков и применении иммунотропных препаратов.
Статья опубликована в журнале Лечащий Врач

Tags: ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…