Лечение мастопатии и первичная профилактика рака молочной железы.

В. Г. Беспалов, доктор медицинских наук/
НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова, Санкт-Петербург *
Доброкачественные заболевания молочных желез (МЖ) — самая распространенная женская патология. Существует более 50 форм доброкачественных заболеваний МЖ. В отечественной литературе для определения данной патологии обычно применяются термины «мастопатия», «фиброаденоматоз», «фиброзно-кистозная болезнь» [1, 2], в зарубежной —
«доброкачественная болезнь груди» [3]. Термин «мастопатия» фактически используется для обозначения доброкачественных заболеваний МЖ, клинически характеризующихся появлением узловатых уплотнений, болью в МЖ и иногда патологическими выделениями из сосков. При маммографическом рентгеновском и ультразвуковом исследовании в тканях МЖ при мастопатии выявляются фиброаденоматозные уплотнения и кисты, при гистологическом исследовании — гиперплазия эпителиальных клеток в дольковых и протоковых структурах, гиперплазия фибробластов. В ходе клинического исследования проявления мастопатии обнаруживаются у 20 % женщин; по данным маммографического, эхографического и гистологического исследований — у 50 % [1–3].
Рак МЖ (РМЖ) в России занимает первое место в структуре онкологической заболеваемости и смертности женщин. В 2005 г. зарегистрировано 49 548 новых случаев РМЖ (19,8 % в структуре заболеваемости); 22 461 женщина умерли от РМЖ (17,2 % в структуре смертности). Каждая девятая женщина имеет это заболевание. За 10 лет, начиная с 1995 г., грубый, не стандартизованный по возрасту, показатель заболеваемости РМЖ на 100 тыс. женского населения вырос на 33,8 %, а грубый показатель смертности — на 21,1 % [4]. В связи с этим проблема профилактики злокачественных опухолей МЖ особенно актуальна.
В развитых странах мира в последние годы широко изучался и активно внедрялся в практику в качестве метода вторичной профилактики РМЖ маммографический скрининг, позволяющий выявить опухоль на ранних стадиях, а также предотвратить летальный исход от РМЖ [5]. Но в связи с недостаточной эффективностью маммографического скрининга существует необходимость идентификации факторов риска и развития методов первичной профилактики РМЖ.
В настоящее время установлено не менее 80 факторов риска РМЖ, главные из которых можно разделить на пять классов [1, 6, 7].
* Половые, возрастные, конституциональные факторы: женский пол, возраст старше 60 лет, высокий рост.
* Генетические: кровные родственники, больные РМЖ; отягощенный семейный анамнез; носители мутантных генов BRCA1 и BRCA2.
* Репродуктивные: раннее менархе (до 12 лет), поздняя менопауза (после 54 лет), отсутствие беременностей, поздние первые роды (после 30 лет); не кормившие грудью; аборты; высокая рентгеновская плотность маммограмм.
* Гормональные и обменные: гиперэстрогения, гиперпролактинемия, гипотиреоз, высокий уровень инсулиноподобного фактора роста-1, нарушения менструального цикла, бесплодие; мастопатия, аднексит, киста яичника, миома матки, эндометриоз; ожирение в постменопаузальном возрасте, сахарный диабет, болезни печени; заместительная гормональная терапия; использование оральных контрацептивов более 10 лет.
* Факторы внешней среды: высокий социально-экономический статус; воздействие ионизирующей радиации и химических канцерогенов; избыток алкоголя, жиров, калорий, животных белков; недостаток овощей и фруктов, пищевых волокон.

Особое место среди факторов риска РМЖ занимает мастопатия. В целом мастопатия не является предраком или стадией онкологического процесса в МЖ. Предраковые изменения обнаруживаются лишь у части женщин, страдающих мастопатией. Предрак МЖ — морфологическое понятие, к нему относят протоковую атипичную гиперплазию эпителия и карциному in situ; дольковую атипичную гиперплазию эпителия и карциному in situ [1, 8]. Однако не следует и недооценивать роль мастопатии в развитии РМЖ. В странах с высоким уровнем заболеваемости РМЖ, высока распространенность и мастопатии. Доказательства о связи мастопатии с РМЖ группируются по четырем основаниям.
* У мастопатии и РМЖ общие факторы риска.
* Причины и механизмы развития мастопатии и РМЖ имеют общие черты.
Ключевую роль играет относительный или абсолютный избыток эстрогенов.
* При удалении МЖ по поводу рака в тканях железы обнаруживаются различные морфологические проявления фиброзно-кистозной болезни.
* У больных РМЖ, по данным эпидемиологических исследований, предшествующая мастопатия наблюдается чаще [1, 2].

Возможно, что при наличии генетических повреждений в клетках МЖ влияние факторов риска приводит в итоге к развитию РМЖ. Если же генетических повреждений в клетках МЖ нет, то те же самые факторы риска вызывают различные формы мастопатии.
По данным разных авторов, мастопатия в целом может повышать риск развития РМЖ в 1,5–2 раза. Наиболее существенное значение для оценки риска развития РМЖ при мастопатии имеют морфологические изменения МЖ и наличие кровных родственников, болевших РМЖ. Относительный риск развития инвазивного РМЖ при пролиферативных формах мастопатии без атипии возрастает в 1,5–3 раза, при гиперплазии с атипией и отягощенном семейном анамнезе по РМЖ — в 4–5 раз, при carcinoma in situ и отягощенном семейном анамнезе — в 8–10 раз и более [8].
Для того чтобы добиться реальных успехов по снижению заболеваемости РМЖ, необходима большая работа по формированию групп риска из пациенток, страдающих мастопатией, более точная идентификация индивидуального риска и пожизненное проведение у данных пациенток профилактических мероприятий. С учетом связи мастопатии с развитием РМЖ представляется перспективным использование в лечении больных мастопатией препаратов, содержащих антиканцерогенные вещества. Такой подход направлен как на патогенетическое лечение мастопатии, так и на первичную профилактику РМЖ.
Разработан и внедрен в клиническую практику лекарственный препарат Мамоклам — таблетки, покрытые оболочкой, 0,1 г. Мамоклам производят из липидного комплекса морской водоросли ламинарии. Состав Мамоклама на 1 таблетку: йод в органической форме — 100 мкг, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) омега-3 — 40 мг, хлорофилл — 10 мг. Мамоклам зарегистрирован и разрешен для медицинского применения в качестве лекарственного средства для лечения мастопатии [9]. В исследование были включены 33 пациентки, средний возраст — 42,5 ± 1,1 года. Всем больным был поставлен основной диагноз — диффузная мастопатия. До начала лечения и ежемесячно оценивали клиническую симптоматику и характер менструального цикла, масталгии, предменструального синдрома, альгоменореи; а также пальпаторные признаки фиброаденоматоза. Эхография выполнялась на аппарате «ССД-650» (фирма «Алока») механическим секторным датчиком 10 МГц. Маммография выполнялась на маммографе «Вертикс-М» (фирма «Сименс»). Все обследования проводили в первой половине менструального цикла. Мамоклам назначали по 2 таблетки 3 раза в сут в течение 3 мес. Сравнивались данные обследований до и после лечения Мамокламом. Статистическую обработку результатов проводили стандартными статистическими методами с использованием критериев ?^2 и точного метода Фишера.
Результаты
Кроме мастопатии, у всех пациенток имелись и другие факторы риска РМЖ, как правило, несколько у каждой: генетические (РМЖ у кровных родственников); репродуктивные (аборты, отсутствие родов, поздние первые роды, отсутствие кормления грудью); гормональные и обменные (нарушения менструального цикла в анамнезе, гинекологические заболевания, ожирение, диффузный зоб).
Результаты изучения Мамоклама представлены в /таблице/. В качестве контрольных цифр служили показатели патологических проявлений в группе больных до проведения лечения. В графе «После лечения» приводится количество больных, у которых не наблюдали регрессию патологического признака.
Влияние Мамоклама на патологические проявления у больных мастопатией
*Влияние Мамоклама на патологические проявления у больных мастопатией *
Как видно из таблицы, применение Мамоклама оказало выраженное лечебное действие у больных диффузной мастопатией: существенно ослаблялись проявления масталгии, предменструального синдрома, дисальгоменореи; уменьшались пальпаторные признаки мастопатии и болезненность при пальпации МЖ; наблюдалась регрессия кист в МЖ, снижалась интенсивность и плотность фиброаденоматозных изменений. В результате лечения Мамокламом общий положительный лечебный эффект наблюдался у 93,9 % больных. Ни у одной больной не отмечены ухудшения, побочные и токсические действия препарата.
Компоненты Мамоклама снижают риск РМЖ. Частое потребление морских водорослей в пищу обусловливает низкую заболеваемость РМЖ. Пищевой дефицит йода, дисфункция и болезни щитовидной железы ассоциируются с увеличением риска РМЖ. Йод в щитовидной железе связывается с липидами, а йодированные липиды оказывают антипролиферативное действие на клетки МЖ. Увеличение потребления ПНЖК омега-3 в питании снижает риск РМЖ. Как показали экспериментальные исследования, компоненты Мамоклама — ПНЖК омега-3 и хлорофилл — тормозили канцерогенез МЖ у животных. Лекарственный препарат Мамоклам, в состав которого входит активная субстанция «Клам», в экспериментах на лабораторных животных эффективно сдерживал развитие индуцированных канцерогенами и спонтанных опухолей МЖ [9].
Заключение
Лекарственный препарат Мамоклам оказывает выраженное лечебное действие у больных из группы риска РМЖ, страдающих диффузной мастопатией. Мамоклам рекомендуется для лечения больных с различными формами диффузной мастопатии — по 1–2 таблетки 2–3 раза в сут, курсы лечения составляют 1–3 мес. Рекомендуется повторять курсы лечения после перерыва продолжительностью от 2 нед до 3 мес. Мамоклам, содержащий антиканцерогенные вещества и предупреждающий канцерогенез МЖ, безопасен при длительном применении. Перспективным направлением представляется его назначение как для патогенетического лечения мастопатии, так и в качестве средства для снижения риска РМЖ.
Статья опубликована в журнале Лечащий Врач

Tags: ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…