Е.Б. Рудакова, Е.В. Полторака, О.А. Лобода, М.А. Пилипенко, О.М. Бурова
Кафедра акушерства и гинекологии № 2 Омской государственной медицинской академии
Омский центр репродуктивной медицины, г. Омск, Россия
Материалы XVIII ежегодной международной конференции РАРЧ Самара 4 – 6 сентября 2008 года
Цель исследования. Изучение факторов риска неудачного исхода ЭКО.
Материалы и методы. Проведено комплексное обследование 65 пациенток с сочетанными формами бесплодия, вступающих в цикл ЭКО. Кроме стандартных методов исследования, оценивалось состояние сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного звеньев гемостаза, наличие волчаночного антикоагулянта (ВА). Пациенткам, у которых после ЭКО беременность не наступила, в следующем менструальном цикле производились трансвагинальное УЗИ и биопсия эндометрия. Иммуногистохимическое исследование биоптатов эндометрия осуществлялось с использованием моноклональных антител (“Novoсastra”, UK) к эстрогеновым (ЭР) и прогестероновым (ПР) рецепторам с оценкой интенсивности реакции методом гистологического счета “quickscore” (Detre S. и соавт., 1995).
Результаты. По данным уровня хорионического гонадотропина, на 14 день после ПЭ у 34 пациенток (52%) беременность отсутствовала, у 31 пациентки (48%) наступила имплантация, из них у 22 женщин (71%) беременность была подтверждена при УЗИ на 21-й день после ПЭ. В I триместре у 14 пациенток (45%) произошло самопроизвольное прерывание беременности, причем у большинства на сроке 5–7 недель.
Таким образом, биохимическая беременность и прерывание беременности на раннем сроке отмечались у 23 (74%) пациенток из 31.
При ретроспективном анализе гемостазиограмм, выполненных данным женщинам перед вступлением в программу, были выявлены достоверные отличия в частоте встречаемости активации сосудисто-тромбоцитарного (p=0,037) и коагуляционного (p=0,023) звеньев гемостаза с преобладанием у женщин с прервавшейся беременностью. В данной группе пациенток у 6 женщин (26%) был выявлен ВА. Возможно, у остальных пациенток патология системы гемостаза была вызвана другими причинами, в том числе наследственными тромбофилиями. Из 34 пациенток с несостоявшейся имплантацией в цикле ЭКО у 19 (56%) на основании клинико-аппаратного обследования был заподозрен хронический эндометрит (ХЭ). Морфологически ХЭ был подтвержден у 25 женщин (74%): у 19 — с клиникой ХЭ и у 6 — без подозрения на данную патологию. По данным иммуногистохимического исследования, экспрессия ЭР и ПР при ХЭ отличалась от таковой в норме: выявлено достоверно более раннее истощение рецепторного аппарата с резким снижением экспрессии рецепторов с началом фазы секреции (p< 0,05).
Выводы.
Одной из основных причин несостоявшейся имплантации в программе ЭКО является ХЭ. В связи с недостаточной эффективностью клинико-аппаратных методов диагностики ХЭ (чувствительность 76%, специфичность 100%) морфологическое исследование биоптатов эндометрия является необходимым звеном в обследовании женщин перед ЭКО после первой неудачной попытки.
Ведущей причиной ранних потерь беременности является патология системы гемостаза, обуславливающая неполноценную имплантацию и нарушение плацентации. В связи с этим необходимо комплексное исследование системы гемостаза всем женщинам, вступающим в программу ЭКО.