Оценка состояния эндометрия при подготовке к лечению методами ВРТ

К.Г. Серебренникова, В. С. Бессмертная, М. В. Самойлов, И. В. Шульчина, В.Ф. Хмелевская, М.Г. Мусаева
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Российский государственный медицинский университет, г. Москва, Россия
Материалы XVIII ежегодной международной конференции РАРЧ Самара 4 – 6 сентября 2008 года
Одним из основных факторов, обеспечивающих эффективное преодоление бесплодия методами ВРТ, является адекватная оценка состояния эндометрия, однако многое в физиологии и патологии эндометрия остается неясным. Это касается ряда биологических механизмов, обеспечивающих успешную имплантацию, и факторов, определяющих рецепцию эндометрия.
Цель исследования. Оценка состояния эндометрия у пациенток с бесплодием при подготовке к лечению методами ВРТ.
Материалы и методы. Проведено обследование 59 женщин в возрасте от 26 до 44 лет (средний возраст – 34,6±4,5 лет), с первичным (28) и вторичным (31) бесплодием, готовящихся к лечению методами ВРТ. Всем пациенткам проведено комплексное клинико-лабораторное и инструментальное обследование, включающее анализ клинико-анамнестических данных с оценкой соматического и репродуктивного статуса, трансвагинальное сканирование органов малого таза с допплерометрией, изучение гормонального профиля, бактериологическое исследование.
В 21-24 дни менструального цикла всем пациенткам проводились гистероскопия с использованием аппаратуры «Каrl Storz» (Германия), биопсия эндометрия или, по показаниям, раздельное выскабливание слизистой оболочки цервикального канала и полости матки с последующим гистологическим и иммуногистохимическим исследованием. Иммуногистохимическое исследование соскобов слизистой оболочки матки проводилось с использованием мышиных моноклональных антител к эстрогеновым (е2) (клон 1D5 «Dako», США) и прогестероновым (П) (клон 1А6 «Dako», США) рецепторам, к маркеру пролиферативной активности белку Ki-67 (клон MIB 1, «Dako», США) и к белкам, регулирующим клеточный цикл, – Р27 (клон DCS-72.F6 «Biogenix», США) и Cyklin E (клон не12 «Biogenix», США).
Результаты. Показатели гормонального профиля в группах исследования не имели достоверных различий (р<0,05) и находились в пределах референсных значений репродуктивного возраста, кроме того, и ЭХО-признаки патологии эндометрия также не имели достоверных различий (р<0,005). При гистероскопии и последующем гистологическом исследовании выявлена патология эндометрия: хронический эндометрит, гиперпластические процессы эндометрия, внутриматочные синехии, недостаточность лютеиновой фазы цикла. По результатам иммуногистохимического исследования у пациенток и первой, и второй группы наблюдались значительные изменения экспрессии к рецепторам Е2 и П различного характера, проявляющиеся в ядрах клеток эпителия желез и ядрах клеток стромы, вместе с тем мы не выявили достоверных различий (р<0,05) иммуногистохимического статуса в исследуемых группах. Параллельно с экспрессией рецепторов к стероидным гормонам была повышена экспрессия фактора пролиферации Кi-67. Также были обнаружены изменения в экспрессии белков, регулирующих клеточный цикл, проявляющиеся в отставании проявлений экспрессии в основном Cyklin E как в железах, так и в строме. Выводы. Изучение морфофункционального состояния эндометрия, исследование корреляционных взаимоотношений и иммуногистохимических параметров, а также гормонального профиля являются важными для диагностики и лечения бесплодия.

Tags:

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…