Современные методы лечения женщин с патологическим климактерием

М.А.ГЕВОРКЯН, д.м.н., профессор, И.Б.МАНУХИН, д.м.н.,

профессор,*К.З.ФАТАЛИЕВА*, Е.И. МАНУХИНА, к.м.н., МГМСУ, Москва

В течение многих лет внимание не только гинекологов, но и урологов, кардиологов и врачей других специальностей привлекает проблема качества жизни у женщин в возрасте климактерия [1-3]. Это связано с системными осложнениями дефицита эстрогенов, происходящего в результате постепенного прекращения гормональной функции яичников, проявляющимися симптомами климактерического синдрома, урогенитальными расстройствами и остеопорозом. Рецепторы к эстрадиолу выявлены практически во всех органах и тканях женского организма. Биологические эффекты эстрогенов в ЦНС играют важную роль в ментальных и когнитивных функциях, определяющих качество жизни женщины, ее трудоспособность. Период пре- и постменопаузы занимает практически треть жизни социально-активного возраста женщины.

Поэтому, течение климактерия (климактерический синдром, урогенитальные нарушения, остеопороз) резко ухудшают состояние здоровья и качество жизни. Следует отметить, что средняя продолжительность жизни женщин увеличилась, в частности в Европе она составляет 80 лет. Для определения того или иного периода климактерия используют различные термины, что обусловлено возрастными изменениями функции яичников. Мы считаем, что целесообразно пользоваться классификацией, предложенной Международным обществом по менопаузе (рис. 1).

Менопауза (естественная) – это последнее менструальное кровотечение, обусловленное гормональной функцией яичников. Возраст менопаузы оценивается ретроспективно через 12 месяцев аменореи и соответствует примерно 50-51 годам жизни женщины.

Хирургическая менопауза – это выключение менструальной функции, произошедшее в результате оперативного вмешательства: гистерэктомия с придатками или без придатков, овариоэктомия (аднексэктомия) без гистерэктомии. Последний вид хирургического вмешательства проводится крайне редко у женщин, которые впоследствии могут реализовать генеративную функцию в программе вспомогательных репродуктивных технологий.

Менопаузальный переход, или больше принятый в России термин пременопауза, – это вариабельный по длительности период, предшествующий менопаузе и характеризующийся нарушением менструального цикла.  Международное общество по менопаузе рекомендует пользоваться термином «менопаузальный переход», поскольку многие зарубежные исследователи подразумевают под пременопаузой период жизни женщины от первой до последней менструации.

Перименопауза – это период, характеризующийся эндокринологическими и клиническими проявлениями дефицита эстрогенов. Ее длительность составляет примерно 1,5-2 года до и после менопаузы (последней менструации).

Через 1,5-2 года после последней менструации начинается постменопауза, которая продолжается в течение всей дальнейшей жизни. Климактерий включает все вышеперечисленные периоды жизни женщины и характеризуется постепенным снижением и полным выключением генеративной, менструальной и гормональной функции яичников. Он является длительным периодом перехода от репродукции к старости.

Для климактерического синдрома (КС) характерны вегетативно-сосудистые, нервно-психические и обменно-трофические симптомы, которые возникают у 70-80% женщин на фоне снижения гормональной функции яичников и чаще проявляются в перименопаузе из-за дефицита эстрогенов. Частота, характер и тяжесть климактерических нарушений во многом зависит от внешних факторов (режима труда и отдыха, питания, вредных привычек и др.), сопутствующих экстрагенитальных заболеваний, отягощающих течение КС. При оценке тяжести течения КС используют модифицированный менопаузальный индекс (ММИ): по сумме баллов выделяют 3 степени: 12-34 баллов, 35-58 баллов, более 58 баллов. По количеству приливов в сутки 3 степени: легкая до 10 приливов в сутки, средняя – 10-20 приливов и тяжелая –более 20 приливов. При этом необходимо учитывать наличие приливов в ночное время, нарушение трудоспособности, превалирование нейропсихических симптомов.

Примерно у 40% пациенток с экстрагенитальными заболеваниями отмечаются осложненные формы КС.

Сноска 1. Вегетативно-сосудистые, нервно-психические и обменно-трофические симптомы возникают у 70-80% женщин в период снижения гормональной функции яичников и чаще проявляются в перименопаузе из-за дефицита эстрогенов.

Большая частота урогенитальных нарушений и остеопороза, положительно коррелирующая с длительностью постменопаузы, отмечается в постменопаузе.  Однако в ходе последних исследований показано, что урогенитальная атрофия наблюдается уже в перименопаузе, на что необходимо обращать внимание практикующим врачам. Это важно в аспекте времени начала терапии, поскольку длительно существующие урогенитальные нарушения трудно поддаются лечению даже препаратами эстрогенов в результате инволютивных процессов рецепторного аппарата.

Сноска 2. К сожалению, даже в настоящее время практикующие врачи продолжают лечить атрофический постменопаузальный кольпит антибиотиками, руководствуясь принципами терапии урогенитальной инфекции. Но данная терапия не является патогенетической, поскольку она не устраняет причину – дефицит эстрогенов.

Для лечения этих нарушений с 40-х годов XX в. успешно применяют гормональные препараты, содержащие аналоги натуральных половых стероидов [4]. К сожалению, не только пациентки, но и многие практикующие врачи испытывают страх перед гормонотерапией [5]. Женщины считают, что при проведении гормонотерапии прибавят в весе. Но результаты многочисленных исследований свидетельствуют об обратном (обзор Cochrane по результатам 22 исследований). Показано, что своевременно начатая ЗГТ оказывает профилактическое действие на перераспределение жировой ткани и формирование висцерального ожирения.  На консенсусе российских кардиологов и гинекологов было отмечено, что с помощью ЗГТ поддаются профилактике или коррекции метаболические нарушения в пери- и ранней постменопаузе, которые только формируются или продолжительность и глубина которых еще не велики [6].

*Источник: * журнал «Медицинский совет» №3-4 (2010)

Tags:

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…