Дружба побеждает ожирение

Социальная активность способствует перекачке жировых запасов в бурую
жировую ткань, в которой лишний жир быстро и своевременно сжигается./
Жировая ткань в нашем теле бывает двух видов — белого жира и бурого жира. На долю белой жировой ткани приходится бόльшая часть; её клетки можно сравнить с каплей жира, обтянутой тонким слоем цитоплазмы.  Ожирение и избыточный вес связаны именно с увеличением содержания белой жировой ткани.
О буром жире долгое время знали только то, что он есть исключительно у новорождённых. Его клетки содержат повышенное число митохондрий, из-за чего бурая жировая ткань приобретает характерный цвет. В митохондриях бурого жира происходит интенсивное сжигание липидов с выделением тепла, и главной функцией бурой жировой ткани долго считали адаптацию организма новорождённого к новым условиям среды. Но не так давно появились убедительные доказательства, что бурый жир есть и у взрослых людей. В частности, его доля в теле человека повышается в холодном климате.
Очевидно, что, если научиться смещать пропорцию между двумя видами жировой ткани в пользу бурой, это позволит решить проблему ожирения. Для этого, как оказалось, вовсе не требуется переезжать в арктические широты: достаточно активизировать собственную социальную жизнь.
Исследователи из Университета Огайо (США) проводили следующий эксперимент: часть мышей жила домоседами-одиночками, а других грызунов держали по 15-20 особей в одной «коммуналке», оснащённой лабиринтами, норами, туннелями, деревянными игрушками и пр. Хотя и те и другие питались одинаково, у них быстро проявились различия в массе тела.  Оказалось, что у мышей, живших в коллективе, значительно увеличивалась доля бурых адипоцитов в жировой ткани. Но, как особо подчёркивают авторы работы, условия жизни у групп различались не столько возможностью физических нагрузок, сколько уровнем социальности. Коллективный дом на 15-20 персон был спроектирован таким образом, чтобы мыши постоянно сталкивались и общались друг с другом. Именно живое общение «лицом к лицу», как утверждают учёные в журнале Cell Metabolism, было причиной того, что жир в организме перекачивался в бурую жировую ткань и эффективно сжигался.
Растолстевшие мыши теряли до половины лишнего веса после перевода в социально активное окружение. Более того, в таких условиях даже жирная диета была бессильна: интенсивно общавшиеся грызуны крайне неохотно набирали лишний вес. Повышенная температура тела животных говорила о том, что бурый жир сжигает избыточные липиды быстро и своевременно.
Исследователям удалось установить, что увеличение доли бурой жировой ткани запускается нейротрофическим фактором мозга (BDNF). Содержание этого белка в мозгу повышается при социальной стимуляции, одной из его функций является стимуляция роста нервных клеток. Скорее всего, такая же связь между нейротрофическим фактором мозга и бурым жиром есть и у человека. Если так, то это открывает новый, неинвазивный и вообще немедикаментозный способ терапии ожирения.
По словам исследователей, поддержание обширных социальных контактов и «живое общение» создают для организма благоприятный стресс, который работает как на улучшение работы мозга, так и на удаление избытка жировой ткани из организма. Но при этом эффект будет зависеть не от числа «френдов», а от глубины и проработанности каждого социального контакта. Чисто формальное общение хоть с сотней знакомых в буквальном смысле не пойдёт на пользу ни уму, ни сердцу. Не слишком радостная оговорка для тех, кто надеялся избавиться от избыточного веса с помощью френд-листа в тысячу «друзей» в сети «Фейсбук»…
Кирилл Стасевич
Источник: science.compulenta.ru

Tags:

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…