Реальная альтернатива антибиотикам?

Антибиотики – одно из величайших достижений медицинской науки. Но в последнее время бывшее ранее многоцелевым оружие терпит неудачу в борьбе с инфекционными заболеваниями. Бактерии все чаще развивают резистентность к антибиотикам. Ученые нашли терапевтический эквивалент, способный заменить пенициллин и близкие к нему фармацевтические препараты.
Все чаще и чаще возбудители инфекционных заболеваний становятся устойчивыми к действию антибиотиков. С некоторыми бактериями уже невозможно бороться. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупреждает об устойчивости к препаратам, которые ранее рассматривались как высокоэффективные. Генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен (Margaret Chan) подчеркивает, что, если в ближайшее время не будут приняты срочные меры, невозможно будет лечить многие широко распространенные инфекции. По данным, опубликованным ВОЗ, в 2010 году около полумиллиона человек были инфицированы штаммами туберкулезной палочки, устойчивой ко многим антибиотикам – треть этих больных умерли.  ВОЗ заявляет, что растущее распространение устойчивых патогенных микроорганизмов является следствием беспорядочного применения пенициллина и других антибиотиков. Ученые Института клеточной терапии и иммунологии Фраунхофера (Fraunhofer Institute for Cell Therapy and Immunology, IZI) в Лейпциге нашли альтернативу традиционным антибиотикам. В будущем их место в борьбе с патогенными микроорганизмами могут занять антимикробные пептиды.
«Мы уже идентифицировали 20 из таких коротких цепочек аминокислот, которые убивают многие микроорганизмы, в том числе энтерококки, дрожжевые и плесневые грибки, а также патогенные для человека бактерии, такие как Streptococcus mutans, обнаруживаемый в ротовой полости человека и приводящий к разрушению зубов. К ним не проявляет устойчивости даже мультирезистентный госпитальный золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus), и в наших тестах его рост был значительно подавлен», — комментирует результаты работы своей группы доктор Андреас Шуберт (Andreas Schubert).
Ученые создали множество вариантов аминокислотных последовательностей, основываясь на уже известных фунгицидных и бактерицидных пептидах, сосредоточив свое внимание на пептидах длиной менее 20 аминокислот, и протестировали их действие in vitro на различных микробах. Гнилостные бактерии, например, инкубировались в течение часа с искусственными антимикробными пептидами. Выживаемость патогенов была сравнена с контролем. Так как новые пептиды содержат положительно заряженные аминокислотные остатки, они связываются с отрицательно заряженными мембранами бактериальных клеток и проникают в них.
«Антимикробные пептиды проявляют свой бактерицидный эффект в течение нескольких минут. Они работают при концентрации менее 1 µM, что в десять раз ниже эффективной концентрации традиционных антибиотиков», — утверждает доктор Шуберт, обобщая результаты работы. «Спектр эффективности протестированных пептидов включает в себя не только бактерии и плесневые грибки, но и вирусы с липидной оболочкой. Другим ключевым фактором является то, что такие пептиды не повреждают здоровые клетки».
Антимикробные пептиды могут вполне найти применение и в пищевой промышленности, учитывая, что бактериальное загрязнение продуктов питания приводит к ежегодным потерям в миллиарды долларов. Свежий салат и другая зелень, например, поражаются дрожжевыми и плесневыми грибками.  Срок годности пищевых продуктов может быть увеличен добавлением антимикробных пептидов в процессе их производства. Это вполне реальная возможность, так как протестированные короткоцепочечные пептиды не проявляют какой-либо аллергогенности при добавлении к продуктам питания.
В качестве следующего шага доктор Шуберт и его группа планируют протестировать эффективность антимикробных пептидов на животных моделях инфекционных заболеваний.
*Источник: * www.lifesciencestoday.ru

Tags:

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…