Человек и капуцины

обезьянки 25 лет помогают инвалидам
В Бостоне, начиная с 1979 года, действует некоммерческая организация, занимающаяся обучением обезьян капуцинов. Более 90 её воспитанников уже помогают парализованным людям по всей Америке. Тем временем, в своих домах ждут капуцинов более 200 пациентов, рассматривается ещё около 500 запросов.
Идея о привлечении обезьянок в качестве помощников обездвиженным людям пришла в вышеуказанном году в голову женщине, помогавшей в то время человеку, парализованному ниже плеч в результате автомобильной катастрофы.
Поведенческий психолог — доктор Уиллард (M. J. Willard) — предположила, что животное, вроде обезьяны, может выполнять простые задачи, с которыми паралитику уже не справиться.

Известные своей ловкостью рук и дружелюбием к человеку капуцины оказались самыми подходящими претендентами на эту роль.
Подать, принести, поменять кассету, вставить в проигрыватель диск, выключить свет, перевернуть страницу книги — со всем этим капуцины прекрасно справляются, не говоря уже о том, что одним своим присутствием обезьянки скрашивают одиночество.
Вместе с терапевтом Джуди Зазулой (Judi Zazula) Уиллард в 1979 году начала работать со своей первой обезьянкой по кличке Геллион (Hellion — озорной ребёнок, проказник) и основала организацию под названием Helping Hands: Monkey Helpers for the Disabled.
Теперь немного о мотивах, побудивших доктора заняться капуцинами-помощниками.
Как ни трагично это звучит, но средний возраст парализованных людей — двадцать шесть лет. Большинство случаев — результат автокатастроф, падений и несчастных случаев на воде.

Эти люди, прикованные к инвалидным креслам, зачастую проводят в одиночестве более восьми часов в день.
В одних только Соединенных Штатах насчитывается около 250 тысяч паралитиков, по оценкам Helping Hands, 6-12 тысяч из них отлично поладили бы с помощниками-обезьянами.
Недавно организация Уиллард открыла первый «обезьяний колледж», который планирует ежегодно готовить по 20 помощников, но пока мы вернёмся на 25 лет назад.
Конечно же, затея с обезьянками нуждалась в одобрении многих инстанций, для чего были необходимы длительные исследования и эксперименты, а значит — финансирование.
К счастью, Организация парализованных ветеранов (Paralyzed Veterans of America), Национальный фонд науки (NSF), другие сообщества и частные лица обеспечили Helping Hands необходимыми на первых порах средствами.

Только спустя 10 лет, в 1989 году, независимые эксперты заключили, что «помощники-обезьяны полезны, эффективны и приемлемы».
Этот вывод значил для организации Уиллард не только завершение исследовательской фазы программы, но и окончание финансирования.
С тех пор Helping Hands полагается исключительно на пожертвования частных лиц и негосударственных компаний.
Притом, что на подготовку одной обезьянки требуется примерно $25 тысяч, пациенты получают помощников абсолютно бесплатно.
Далее об обезьянках. Одним из неоспоримых достоинств капуцинов, помимо всего прочего, является их продолжительность жизни — до 40 лет.
Таким образом, пациенты фактически обретают друга на всю жизнь. Поэтому неудивительно, что некоторые люди относятся к помощникам, как к своим детям.
Стандартный «репертуар» обезьяны под руководством опытных тренеров (если угодно, дрессировщиков) осваивают примерно за один год.

Правда, потом капуцины примерно раз в один-два года на некоторое время возвращаются в учебный центр для повторения пройденного. Кстати, уроки длятся по 30-45 минут, а проводятся 5-6 раз в неделю.
Если обезьяна не выполняет задание, её никогда не наказывают физически — просто лишают «наградного» лакомства, напитка или игрушки.
Да, во время тренировок капуцинов обучают жить в клетке, вне которой обезьяны проводят минимум 5-6 часов в день.
Если посмотреть видеосюжет, ссылку на который можно найти в левом верхнем углу этой страницы, можно увидеть, как обезьянка по кличке Gizmo помогает своему подопечному Джорджу. С помощью лазерной указки, которую Джордж держит во рту, он указывает, например, на выключатель и говорит «change» («поменяй»), капуцин выполняет приказ, включает свет.
Пациенты или, как их называют в Helping Hands, приёмные родители, вместе с помощником берут на себя ряд обязательств.
Прежде всего, они должны быть взрослыми. Присутствие в доме детей в возрасте до 10 лет не допускается. Ещё и потому, что молодой капуцин — сам, в общем-то, ребёнок со всеми вытекающими последствиями.
Клетка для помощника должна быть достаточно большой и просторной. Её необходимо регулярно чистить, а подстилку на полу нужно менять ежедневно.
Кроме того, родитель должен быть готов к некоторым расходам, ведь обезьянку надо кормить и поить.
Helping Hands обязывает людей, содержащих капуцинов, постоянно находиться на связи с организацией.
Например, нужно ежемесячно измерять вес животного, следить, хорошо ли оно питается.
Каждые три месяца эти сведения родитель должен по телефону передавать организации. По крайней мере, один раз в год он обязан снимать 15-минутный видеоотчёт, а дважды в год заполнять письменную форму о состоянии и поведении обезьяны.
Как видите, помощник сам нуждается в уходе и заботе. Но Helping Hands всегда особо подчёркивала, что обезьянки ни в коем случае не могут заменить человеческое участие. Так что без помощников-людей паралитикам, так или иначе, не обойтись.
Но самое трудное, к чему пациент всегда должен быть готов — это расставание с капуцином. По прошествии нескольких лет это действительно — очень трудно.

www.medicusamicus.com
membrana.ru

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…