Что лучше – дорогие лекарства или их отсутствие?

месяц 2009 года в среднем на 11 проц, сообщил Росздравнадзор. Диапазон роста – от 1 проц до 20 проц. В свою очередь, согласно данным Росстата, рост цен на медикаменты в феврале составил 5,2 проц, а на отдельные виды лекарств /галазолин, эналаприл, винпоцетин, анальгин и аспирин отечественного производства, панкреатин, супрастин/ выросли на 5,3–16,2 проц. По прогнозам экспертов фармацевтического рынка, в течение 2009 года цены на лекарства в РФ поднимутся в лучшем случае на 20 проц, в худшем – в два раза. Главная причина удорожания лекарств – девальвация рубля: ослабление курса национальной валюты привело к росту цен на импортные лекарства, доля которых на фармацевтическом рынке РФ составляет до 90 проц.
Источник: newsland.ru
Росздравнадзор констатирует, что в структуре розничного и оптового фармацевтического рынков РФ за последние месяцы не произошло серьезных изменений, способных негативно сказаться на качестве и доступности лекарств. Массового закрытия аптек и увольнения специалистов не предпринимается; не отмечено сокращения реализации лекарств или сокращения их ассортимента.
Правительство прекрасно осведомлено о росте цен на лекарства, стоимость которых и до кризиса, мягко говоря, кусалась. Несмотря на довольно оптимистичные оценки ситуации на рынке лекарств Росздравнадзором, власти прекрасно понимают, что поставщики импортных лекарств на российский рынок не станут долгое время работать в убыток и будут вынуждены в своей ценовой политике следовать сложившейся на рынке медикаментов конъюнктуре.
В Правительстве РФ обсуждается возможность введения обязательной регистрации предельных цен на российские и импортные лекарства. По словам заместителя председателя Правительства Игоря Шувалова, элементы механизма регулирования цен на медикаменты уже существуют, в частности, есть список социально необходимых лекарств и механизм госрегулирования предельных цен производителей на них. Еще одним инструментом регулирования цен может стать наделение полномочиями Федеральной службы по тарифам для отмены неправомерных решений администраций регионов об установлении надбавок на лекарственные средства.
Решение правительства установить предельный рост цен на лекарства вызвало в экспертном сообществе противоречивые оценки.
Впрочем, вряд ли госрегулирование российского фармацевтического рынка обернется замораживанием цен на лекарства. По мнению гендиректора Национальной дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, «единственный эффективный инструмент остановки любых цен заключается в укреплении рубля со стороны Центробанка». По словам Н.Ивановой, государству хоть и по силам регулировать стоимость препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых лекарств, но «на розничном рынке лекарств вообще невозможно следить за ценообразованием». По ее мнению, государство в фармрознице может лишь проверять дистрибьюторов, аптеки силами антимонопольной службы, «чтобы понять, где повышение цен вынужденное, а где бизнесмены наживаются на кризисе».
Высказывается и такое предложение: ограничить рост цен на лекарства могло бы тарифное соглашение, заключенное между государством и участниками фармбизнеса. Однако, по мнению Н.Ивановой, заключение подобных соглашений с иностранными производителями лекарств, крупными дистрибьюторами, оптовыми или розничными продавцами лекарств вряд ли возможно. Кроме того, на рынке лекарств множество участников, со всеми соглашения не установишь.
Цены на лекарства в аптеках до конца года на российском фармрынке будут ниже, чем оптовые цены, которые на эти же лекарства будут предлагать поставщики, полагает Н.Иванова. По ее словам, «такая ситуация касается прежде всего импортных лекарств и медикаментов, произведенных из импортного сырья. Появившаяся рыночная аномалия связана с ростом валютного курса — у дистрибьютора цены на лекарства рассчитываются в зависимости от курса валюты, которой он расплачивается с производителями, в то время как в аптеки медикаменты поступают в рублях, и цены на поставленный товар уже не пересчитываются. Пока аптека реализует закупленную партию, дистрибьютор приобретает следующую /в пересчете на рубли/ уже дороже», — отмечает эксперт.
Цены на лекарства стабильно растут уже несколько лет. Средняя стоимость упаковки в 2008 г составила более 57 руб, что на 10 проц больше показателя 2007 г. В этом году ситуацию на рынке лекарств усугубит девальвация рубля.
Н.Иванова подчеркивает, что есть 4 основные причины продолжающегося повышения цен на лекарства. Кроме ослабления рубля, это и рост банковских ставок по кредитам примерно в 2 раза по сравнению с прошлым годом.  Во-вторых, это зависимость отечественного фармрынка от иностранных производителей – около 80-90 проц лекарственного ассортимента представлены импортными препаратами /с учетом лекарств, производимых в России из импортного сырья/, что повышает зависимость отечественного фармрынка от изменения курсов валют. В-третьих, это отсутствие поддержки российских производителей со стороны государства. В-четвертых, иностранные дистрибьюторы лекарств, которые, как и все переживают кризис, так же сталкиваются с проблемами кредитования и убытками российских партнеров-поставщиков из-за огромных курсовых потерь. Почти все иностранные дистрибьюторы повысили цены и значительно сократили сроки оплаты, что вынуждает российских поставщиков прибегать либо к заемным средствам и сталкиваться с высокими банковскими ставками, либо снижать обороты и сокращать ассортимент, что опять приводит к повышению цен.
На рост цен влияют и дополнительные негативные факторы. Мировой экономический кризис, в разной степени отразившийся на экономиках стран, привел к росту ставок по кредитам, к росту тарифов на перевозку лекарств и аренду помещений и складов. Все эти новые издержки бизнесмены закладывают в цену лекарств, отмечает Н.Иванова. При этом она говорит, что меры правительства по регулированию предельных цен на лекарства, если и будут реализованы, то только по очень узкому перечню лекарств, закупаемых государством.
Позицию аптечных сетей на последние инициативы правительства в части регулирования ценовой политики на рынке лекарств выразил глава холдинга «Здоровая Планета» Роман Бурмистров. По его словам, «предложенные Правительством меры по контролю над ценами на лекарства крайне негативно скажутся на состоянии фармацевтической отрасли в целом. Жесткие границы торговых наценок на лекарства спровоцируют использование «серых» и «черных» схем при финансовых расчетах между поставщиками лекарств и аптеками. Эти меры приведут либо к развалу фармацевтического рынка, либо к массовому уклонению от налоговых выплат со стороны участников рынка» — заявляет Р.Бурмистров.
По его мнению с введением мер, контролирующих ценовую политику аптек, в России сложится ситуация аналогичная той, которая сейчас сложилась в Сербии, где поставленные государством в жесткие ценовые рамки аптечные сети, рассчитываются с поставщиками наличными деньгами. Подобное положение дел спровоцировали колебания цен, происходящие на мировом фармацевтическом рынке. Рост цен, по мнению Р. Бурмистрова, спасет не государственное регулирование, а обновление материальной базы отечественных фармзаводов, госзаказы на российские лекарства и некоторые поправки в законодательство.
Тот факт, что правительство озабочено ростом цен на лекарства в 2009 году и пытается найти «универсальный» выход из этой ситуации подтверждается и недавним заявлением главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой. Месяц назад она заявила, что Минздравсоцразвития РФ намерено сократить закупки импортных лекарств и переориентироваться на отечественную фарминдустрию уже со второго полугодия 2009 г. «Мы в максимальной степени будем ориентироваться на отечественных производителей при осуществлении госзакупок лекарственных средств», — пообещала она депутатам.
Озабоченность в связи с ситуацией на рынке медикаментов высказывают и региональные власти. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что столичный мегаполис уже в ближайшее время может столкнуться с дефицитом лекарств из-за засилья импортных препаратов. «Многие фирмы — поставщики лекарств покупают их за доллары за рубежом, однако из-за роста этой валюты продавать их за рубли по прежней цене они уже не могут», — пояснил Ю.Лужков. Столичный градоначальник также отметил, что около 80-90 проц всех лекарств в России приходится на долю импорта, поэтому «лекарственная» проблема — «не только московская задача, но и государственная, которые надо решать».
Как видим, правительство пытается ввести частичное регулирование цен на рынке лекарств и распространить эту меру на медикаменты, предназначенные, прежде всего, для социально незащищенных граждан страны, в частности, пенсионеров. Но в России болеют не только старики и дети, но и остальные категории граждан. Кризис сделал большое количество россиян социально «уязвимыми», а снижение уровня доходов граждан с начала текущего года заставит многих наших соотечественников отказываться от дорогих лекарств.
Основные убытки от курсовых потерь взяли на себя участники фармацевтического рынка – в большей степени дистрибьюторы, участвующие в государственных программах – программе дополнительного лекарственного обеспечения /поддержка льготных категорий граждан/ и программе «7 нозологий» /поддержка больных редкими заболеваниями/. Потребители лекарств, полагает Росздравнадзор, гораздо меньше ощутили ослабление курса рубля.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…