Спорный вопрос: стоит ли рожать в воде?

Есть ли обоснованные доводы в пользу родов в воде?

По просьбе нашего корреспондента проблему комментирует директор Санкт-Петербургского НИИ акушерства и гинекологии имени Д.О.Отта, академик РАМН Эдуард Карпович АЙЛАМАЗЯН.
— Эдуард Карпович, с чего вдруг снова проснулся интерес к такому, мягко говоря, оригинальному способу разрешения от бремени?
— Не секрет, что в роддомах женщины нередко сталкиваются и с грубостью акушерок, и с невниманием врачей. Выбирая весьма неординарный способ, роженица рассчитывает прежде всего на особое отношение к себе со стороны медперсонала и — что, возможно, еще важнее — на повышенный интерес мужа, родных и знакомых. Еще бы, ведь на рахмановской кровати рожают все, а она — в джакузи. Будущая мама чувствует себя вроде примы на сцене, она в центре внимания. Это касается родов в стационарах. К сожалению, большая часть адептов «аквакультуры» рожают дома под присмотром так называемых «духовных акушерок». Тут мотивы несколько иные.
Пока жива идея, у нее всегда будут фанатичные последователи. Французский акушер М.Оден уже 30 лет убеждает, что роды в воде более естественны, близки к природе — ведь ребенок во чреве матери плавает в жидкости. Подобные простые и понятные каждому идеи подкупают людей с особым психоэмоциональным складом — не способных к критической оценке фактов, не вполне уравновешенных, отчасти даже фанатиков.
Они не задумываются, почему в племенах, сохранивших множество древних, реликтовых обычаев, женщины не рожают в воде? Почему этого не делает ни один вид живущих на суше млекопитающих, хотя звери куда ближе к природе, чем человек? Да, киты и дельфины рожают в воде, но ведь она — их жизненная среда. А для человека роды в воде скорее уж неестественны. Тем не менее они практикуются в ряде стран, особенно широко в Великобритании — там около 80 родильных домов оборудованы бассейнами, в которых ежегодно появляются на свет примерно 20 тысяч детей.
— А у нас?
— Если верить сведениям Ассоциации родительской культуры и духовного акушерства, в Москве за год в домашних ваннах появляются на свет около тысячи, в Санкт-Петербурге — примерно триста младенцев. Начало домашним родам в нашей стране положили верные последователи Чарковского супруги Саргунас — они изготовили специальный аквариум, в котором и родились трое из четырех их детей.
— Есть ли у приверженцев альтернативных родов более серьезные аргументы в их пользу, нежели разговоры о «естественности, близости к природе»?
— Одни сторонники родов в воде уверяют: поскольку младенец из одной жидкой среды переходит в другую, значит, нет перепада давления и мозг плода меньше травмируется. Сомнительный довод. Во-первых, давление на головку плода снижается незначительно — всего на 30-40 мм водного столба. Во-вторых, через какое-то время после рождения, иногда через 4-5 секунд, головка ребенка все равно оказывается в воздухе — дышать-то ему надо.
Другие доказывают, что теплая вода расслабляет и успокаивает рожениц, время родов уменьшается, схватки проходят легче, значит, нужно меньше отнюдь не безобидных для плода наркотических обезболивающих препаратов. Во-первых, насколько мне известно, в роддомах большинство женщин лишь начинают роды в ванне, а как только начинаются потуги, переходят на традиционную рахмановскую кровать.
При чем тут «роды в воде» — это скорее психопрофилактическая подготовка, пусть и нетрадиционная. Меньше трети начавших роды в бассейне завершают их в воде, но и им, если судить по публикациям, анальгетики все-таки дают. Вообще, судить об особенностях, тем более о преимуществах родов в воде по публикациям в научно-популярных и массовых изданиях просто невозможно, несмотря на их обилие. А научных работ очень мало, и они, как правило, нерепрезентативны, проще говоря, основаны на небольшом количестве наблюдений.
Судите сами — обычным способом ежегодно появляются на свет миллионы детей, это гигантский информационный массив для научного анализа. А приверженцы «аквакультуры», изучив сотню-другую родов в воде, уже спешат заявить об их целесообразности. Можно ли считать достоверными выводы, сделанные на столь мизерном статистическом материале? Убежден — нельзя. К тому же во многих научных публикациях авторы не приводят целый ряд показателей, очень важных для оценки и самого процесса родов, и их возможных осложнений. Эти работы никак нельзя назвать методологически безупречными.
— Эдуард Карпович, перейдем от сомнительных «за» к бесспорным «против». Какие опасности могут подстерегать женщину, решившую рожать в воде?
— В теплой ванне нарушаются процессы теплоотдачи, а даже незначительное и несущественное для матери повышение температуры тела может оказаться опасным для плода.  Всегда есть риск, что ребенок хлебнет воды — это признают даже сторонники метода. Случаи расстройства дыхания и судорожные припадки у родившихся в воде младенцев описаны в научной литературе, этот феномен получил название «fresh water drowning», что можно перевести как «утопающий в пресной воде». Чтобы избежать попадания в организм ребенка водопроводной воды, было предложено заполнять ванны физиологическим раствором, но мне пока не встречались публикации, свидетельствующие, что замена дала какой-то результат.
Риск заражения в воде выше, чем при обычных родах, поскольку соблюдать правила асептики и антисептики при родах в воде сложнее. Но самым весомым аргументом «против» я считаю то, что при внезапно возникающих осложнениях пребывание роженицы в бассейне, не говоря уж о домашней ванне, может стать роковым или, как минимум, опасным и для женщины, и для младенца. Двух таких оригиналок, рожавших дома в ванне, доставили нам в клинику. Увы, у одной эта затея закончилась гибелью плода еще во чреве, у другой новорожденный умер через несколько часов. Если бы они рожали, как обычно, и в стационаре, исход был бы благополучным. Кстати, в ряде стран, в том числе и в некоторых графствах Англии, местные власти после смерти нескольких новорожденных запретили роды в воде.
— Вы тоже сторонник запрета?
— Вовсе нет. Это бессмысленно. Я уже говорил, что такой способ разрешения от бремени выбирают женщины с определенным складом психики. А запретный плод всегда сладок, тем более для особ экзальтированных. Запрет лишь переведет роды в воде в разряд акушерского андеграунда.  А так это просто мода, надеюсь, уходящая. Этот метод допустим, если здоровая женщина решила рожать в воде в стационаре, гле есть подготовленные кадры и возможность оказать любую медикаментозную и хирургическую помощь при возникновении экстремальных отклонений. А вот домашние роды в ванне под присмотром «духовной акушерки» у меня вызывают тревогу. Как врач, я обязан предупредить читательниц — они очень рискуют, делая такой выбор.
По мнению академика Э. Айламазяна, могут быть начаты в воде, но обязательно завершены вне бассейна роды при риске развития гипоксии плода, крупном плоде. Абсолютно противопоказан этот способ женщинам с узким тазом или несоответствием размеров таза и головки плода, при предлежании плаценты, при наличии гестоза, страдающим диабетом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Генрих БИЗЯЕВ
Источник информации: http://www.wh-lady.ru/ Статья опубликована на сайте http://www.trimm.

Tags: ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…