Может ли женщина стать отцом

Но с этим сопряжены и другие, более неясные последствия. Смадждор старалась привлечь к ним внимание в ходе общественной дискуссии, в которой участвовали также другие эксперты. Дискуссия, организованная Фондом изучения прогресса (Progress Educational Trust), прошла в среду в Центре жизни (Centre for life) в Ньюкасле.
«Если сперматозоиды и яйцеклетка могут быть созданы из отдельных клеток кожи, то изменится отношение человека к партнеру, от которого должен появиться ребенок, – говорит Смадждор. – Женщина просто сможет подобрать фрагмент кожи человека, отнести его в лабораторию – и на свет появится генетический ребенок сэра Ричарда Брэнсона».
Сейчас в британском парламенте идут дебаты о Законе об оплодотворении человека и эмбриологии, принятом в 1990 году. На правительство страны пытаются надавить сторонники внесения поправки, которая позволила бы использовать яйцеклетку и сперматозоиды, полученные из стволовых клеток и выращенные в лаборатории. Одна небольшая поправка ограничила бы возможность получения сперматозоидов из пары хромосом, несущих генотип мужчины (XY), и яйцеклетки из хромосом, несущих генотип женщины (XX).  Споры о необходимости данного ограничения отражают испытываемое многими беспокойство относительно некоторых аспектов этой революции в области репродукции человека. В частности, споры вызывают такие вопросы, как возможность саморепродукции, а также перспектива того, что гомосексуалисты смогут иметь биологических детей.
«То, что получило название «репрограммируемой биологии», дает нам возможность заставить клетки вести себя по-новому. Таким образом, такие понятия, как яйцеклетка, сперматозоид или даже эмбрион постепенно потеряют смысл, – говорит Смадждор. – С развитием техники, которая позволяет нам менять их генетическую конструкцию или побуждать их вести себя по-другому, границы между этими биологическими категориями становятся очень расплывчатыми. Это ставит перед нами очень сложные вопросы в плане этики, законодательства и регулирования».
По мнению Дональда Брюса, представителя компании Edinethics, независимого агентства, дающего консультации по этике и технологии, который также участвует в дебатах, большинство верующих людей будут приветствовать то, что бесплодные мужчины и женщины получат возможность «производить» сперматозоиды и яйцеклетки. Хотя, добавил Брюс, они наверняка возмутятся тем, что производство гамет повлечет за собой уничтожение человеческих эмбрионов. Впрочем, по словам Брюса, «мы столкнемся с еще более серьезными вопросами, если это выйдет за пределы такой узкой медицинской проблемы, как бесплодие, и мы захотим делать то, что ранее с точки зрения биологии было невозможно. Чем больше мы разбиваем процесс репродукции человека на отдельные составляющие, тем дальше мы отходим от основных вопросов об интимных отношениях между людьми».
Этот вопрос не только спровоцировал волну дебатов об этичности такого воспроизводства, но и вызвал спор среди ученых относительно масштаба, который может принять репродукция человека. Все соглашаются в том, что мужчины способны производить яйцеклетку. Конечно, это не так просто –есть риск возникновения хромосомных аномалий. Но тот факт, что у мужчин, как и у женщин, есть X-хромосома, делает такое предположение возможным.  Таким образом, гомосексуалисты смогут при помощи суррогатной матери иметь собственного биологического ребенка.
Однако для женщин, которые хотят стать отцами, все сложнее. Некоторые ученые считают, что Y-хромосома (мужская) настолько важна для выработки спермы, что все попытки использовать женские клетки обречены на неудачу.
Выбор места проведения дискуссии, состоявшейся в среду, очень логичен:
научное сообщество Ньюкасла стоит в авангарде борьбы за «превращение» бесплодных клеток, полученных из костного мозга или из эмбриона (так называемых стволовых клеток) в яйцеклетки и сперматозоиды.
Профессору Кариму Нэйерния, профессору биологии стволовых клеток, преподающему в городском университете, уже удалось превратить клетки из костного мозга, взятые у мужчин, в примитивные клетки спермы. Более того, он повторил этот эксперимент и с женскими стволовыми клетками, полученными из эмбриона. Теперь ученый хочет, чтобы ему разрешили превращать клетки из костного мозга женщины в сперму.
Результаты опытов Нэйерния увеличивают шансы на то, что лесбиянки смогут иметь детей. Сперма, созданная из клеток костного мозга женщины, может использоваться для оплодотворения яйцеклетки ее партнерши. Однако, по словам Робина Ловелл-Баджа, эксперта по стволовым клеткам из Национального института медицинских исследований в Милл Хилле (Лондон), на этом пути есть некоторые препятствия.
Нэйерния создал незрелые, «бесхвостые» сперматозоиды (хотя подобные сперматозоиды можно считать «предшественниками» нормальных сперматозоидов, потому что они несут похожие молекулы), но они не выдержат процесс, называемый мейозом (редукционное деление клеток). При этом именно мейоз подтверждает, что сперматозоид содержит необходимое для оплодотворение количество генетического материала. Так как эмбрион создается при участии как яйцеклетки, так и сперматозоида, то необходимо, чтобы каждая зрелая половая клетка содержала половину от нормальной «дозы» генетического материала.
«Присутствие двух X-хромосом делает это невозможным, – говорит Ловелл-Бадж, который убежден, что план Нэйрния не сработает. – Более того, им нужны гены из Y-хромосомы, которые бы прошли через мейоз.  Поэтому эти попытки тем более обречены на неудачу». Однако Нэйерния ссылается на работу профессора Джонатана Тилли из Массачусетского госпиталя, который пытается избежать «блокирующего действия мейоза».
Впрочем, есть еще одно препятствие. Мы наследуем гены от обоих наших родителей, но есть также «запечатленные» гены, которые используют ДНК только от отца или только от матери. Это ставит под сомнение надежды на то, что мужчина сможет произвести яйцеклетку, а женщина – сперму.
Но есть один аспект, в котором соглашаются все. Как сказал Питер Нэги, научный директор Клиники репродуктивной биологии в Атланте, для женщин, желающих стать отцами детей, и мужчин, желающих произвести яйцеклетку, этот научный прорыв будет столь же значимым, как и рождение первого ребенка из пробирки 30 лет тому назад, и последствия этого прорыва будут такими же серьезными.
Премьер-министр выходит с пресс-конференции и оставляет на кафедре крошечную чешуйку кожи. Ее спокойно подбирает какая-то женщина, несет в лабораторию – и спустя девять месяцев у нее рождается ребенок. То, что на первый взгляд кажется фантастикой, уже не считается невозможным. Так утверждает Анна Смадждор, преподаватель этики в Университете Восточной Англии, которая исследует возможные последствия развивающихся сейчас методов по выращиванию яйцеклетки и сперматозоидов в лабораторных условиях.  Сферы применения результатов подобных опытов абсолютно очевидны.  Создание «искусственных гамет» поможет нам понять, что происходит на самом деле, прольет свет на причины бесплодия и увеличит надежду на то, что бесплодные мужчины и женщины смогут однажды иметь биологических детей.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…