Беременность и пандемический грипп

Беременные женщины и родильницы тяжело переносят новый пандемический грипп; опыт штата Калифорния.
Многим врачам уже из личной практики хорошо известно насколько тяжело болеют новым гриппом беременные и родильницы. Тем интереснее опыт американских коллег по лечению этой группы больных, обобщённый в статье, опубликованной на сайте New England Journal of Medicine за 23 декабря 2009 г. Исследованием руководила д-р Janice K. Louie из департамента общественного здравоохранения штата Калифорния.
Методы и ход исследования.
Авторы собирали данные по всему штату Калифорния с 23.04 по 11.08.2009 г., в рамках ответа общественного здравоохранения на пандемию нового гриппа H1N1 (в дальнейшем нового гриппа). Включались женщины, беременные и родильницы (заболевшие в течение двух недель после родов), госпитализированные минимум на 24 ч., с гриппо-подобными симптомами и лабораторными данными в пользу нового гриппа. Случаи делили на вероятные, т.е. обнаружение РНК вируса гриппа A, нетипируемого в обычной обратно-транскриптазной полимеразной цепной реакции (ОТ-ПЦР) и подтверждённые, когда в специфической ОТ-ПЦР обнаруживали РНК вируса гриппа A (H1N1). Авторы вычисляли материнскую и младенческую смертность (на 100 тыс. живорождённых) за период 3.04—5.08.2009 г., соответственно датам появления клинических симптомов у женщин-участниц исследования.
Результаты.
Всего в период исследования госпитализировано 94 беременных, 8 родильниц. Группу сравнения составили 137 женщин репродуктивного возраста (15—44 года), госпитализированных с подозрение на грипп. Из 94 беременных 5 (5%) заболели в первом триместре, 35 (37%) — во втором триместре и 54 (57%) — в третьем триместре беременности. В когорте беременных женщин имели место два спонтанных выкидыша и 35 родов, 3 из которых произошли на втором триместре (25—28 недели беременности) и 32 — на третьем триместре. У двоих женщин родились близнецы. Беременные и родильницы в среднем оказались моложе других заболевших женщин репродуктивного возраста. 79% беременных и 77% небеременных заболели в период 10.06—25.07.2009 г., когда вирус нового гриппа циркулировал по Калифорнии особенно активно. Сопуствующие заболевания обнаружены у 32 (34%) из 93 беременных, у 2 (25%) из 8 родильниц и у 82 (60%) из 137 небеременных. В основном отмечалась бронхиальная астма (16% беременных и 28% не-беременных). Основные проявления гриппа у беременных: кашель (93%), лихорадка (91%), боль в горле (41%), одышка (41%), тошнота-рвота (33%). Одышка, мышечные боли и диарея значимо чаще встречались у небеременных. Рентгенограмму или компьютерную томограмму органов грудной клетки сделали 61 беременной женщине и у 36 (61%) обнаружена пневмония или ОРДС (острый респираторный дистресс синдром). Среди небеременных патология выявлена у 78 (62%) из 125 обследованных; разница не значимая. В отделения реанимации попали 18 беременных (19%) и 2 (50%) родильниц, а также 41 из 137 (30%) небеременных женщин. Быстрые тесты на грипп часто оказывались ложно-отрицательными  (у 58 [38%] из 153 обследованных женщин), в т.ч. ложноотрицательный результат быстрого теста получен у 28 беременных. В результате противовирусные препараты получили только 7 из 25 беременных с ложно-отрицательными результатами. Всего противовирусные препараты получили 81% беременных и небеременных соответственно, однако в первые 48 ч. от начала симптомов их получили только 50% беременных (30/60) и 34% небеременных (28/82), причём этот процент на протяжении всего периода наблюдения менялся мало. Шесть беременных и одна родильница пролечены осельтамивиром в двойной дозе (150 мг 2 р. в сутки) и длинным, более пяти дней, курсом. Антибиотиками лечили 45% (42/94) беременных и 58% небеременных женщин (80/137).
Среди беременных и родильниц, которым потребовалась реанимация, у 8 не было никаких факторов риска, а беременность протекала без осложнений. Шесть больных из этой группы (27%) обратились за медицинской помощью на пятый день от начала симптоматики или позже. У семи больных время от обращения за медицинской помощью до начала противовирусного лечения составило 4 дня и больше (32%). На ИВЛ попали 16 больных, двоих заинтубировали уже в первый час от госпитализации. У одной беременной и одной родильницы в посевах из соответственно бронхоальвеолярного лаважа и из трупного материала (лёгкие) вырос Staph. aureus, резистентный к метициллину. ОРДС диагностирован у 13 женщин, ИВЛ у них продолжалась долго, от 9 дней до шести недель. Осельтамивир получали 21/22 реанимационных больных, однако в первые 48 часов от начала симптомов — только четверо. Шестеро выписанных из реанимации сохранили беременность, у оставшихся 12 родились 13 детей (у одной женщины близнецы). В родильном отделении родились шестеро: один вагинально, ещё пятеро путем кесарева сечения. Ещё одна женщина родила близнецов прямо в отделении реанимации, в реанимациях же выполнили  пять операций кесарева сечения, четыре экстренных и одно плановое. Два кесаревых сечения делали в срочном порядке после появления брадикардии у плода, ещё двоим кесарево сечение сделано для облегчения оксигенации матери. Преждевременно родились 11/13 детей, в том числе и близнецы (30 недель). Всех новорождённых забрали в неонатологическую реанимацию в связи с недоношенностью (респираторный дистресс, затруднение питания), интенсивной терапии никто из них не получал, все выздоровели без последствий, гриппом никто не заболел. Умерли восемь женщин, шесть из которых заболели в беременность и двое поле родов. Сопутствующие болезни имелись у шести из восьми умерших: гипотиреоз, астма (по двое больных), диабет беременных (одна), лимфогранулёматоз (одна). Все восемь лечились в отделении реанимации, никто в первые 48 ч. от начала заболевания противовирусных препаратов не получил, медиана от заболевания до начала противовирусного лечения составила 6,5 дня (от 3 до 36 дней). Отрицательные быстрые тесты на грипп оказались у шести умерших больных. Время начала антивирусного лечения известно для 60 беременных. Исследователи определили, что те, кто получил препараты после 48 ч. от появления симптоматики, достоверно чаще попадали в отделение реанимации и умирали по сравнению с теми, у кого противовирусное лечение начали вовремя (13/30 против 3/30; относительный риск 4,3, 95% доверительный интервал, ДИ, 1,4—13,7). Восемь смертей в исслкдуемой группе беременных соответствют показателю материнской смертности, равному 4,3 (95% ДИ 1,8—8,4).
Выводы.
В этом большом исследовании показано, что 95% беременных женщин заражались новым гриппом во втором-третьем триместрах беременности и каждой пятой потребовалось лечение в отделении реанимации. Сопуствующие заболевания у беременных встречались реже, чем у не беременных женщин с новым гриппом. Из восьми родильниц, заболевших новым гриппом в период двух недель после родов, четверо попали в реанимацию и двое умерли. Авторы исследования делают вывод, что независимо от результатов быстрых тестов на грипп беременные и родильницы с гриппоподобными симптомами должны в срочном порядке получать противовирусное лечение и наблюдаться с особой настороженностью.
Источник.
Janice K. Louie, M.D. et al. Severe 2009 H1N1 Influenza in Pregnant and Postpartum Women in California. N Engl J Med. 2009 Dec 23. [Epub ahead of print]. Статья источник. Medline абстракт

www.medicusamicus.com
Статья подготовлена интернет-журналом MedMir.com, «Обзоры мировых медицинских журналов на русском языке» (адрес в интернете medmir.com)

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…