Стройность балерины

Как сохранить хорошую осанку, советует физиотерапевт Английского национального балета Когда Симона Клэрк, солистка Английского национального балета, которая в это Рождество танцует Аврору в «Спящей красавице» и Фею Драже в «Щелкунчике» в лондонском Колизее, говорит, что у нее ужасная осанка, мне хочется смеяться. Как и у всех балерин, спина у Клэрк прямая, словно шомпол, и держит она себя так, что сердце замирает от восторга.
Без хорошей осанки в балете не обойтись, и не только потому, что никто не захочет смотреть на горбатого лебедя или согбенную сильфиду — духа воздуха.
Правильная осанка – это признак правильного баланса тела. Тело с неправильно расположенным центром тяжести легко травмировать, особенно во время ежедневных упражнений в классической балетной школе. «Если танцоры держат правильную осанку, они не подвергают свое тело излишнему напряжению, поэтому маловероятно, что они получат травму, — говорит Джеки Пелли, дипломированный физиотерапевт Английского национального балета. — Все тело — от пяток до макушки — должно быть ровным. Тогда вам не захочется сутулиться».  Пелли считает, что многим будет полезно научиться держать осанку, и разработала специальную дисциплину под названием Posture рointes, с помощью которой все – от балерины до банковского клерка — могут научиться держать спину прямо и все время быть в равновесии.  «Если бы люди делали упражнения для спины, было бы намного меньше травм и болей в пояснице, — говорит Пелли. — Когда вы сутулитесь, сидя, например, за рабочим столом в своем офисе, мышцы шеи перенапрягаются, так легко довести их до спазма, и к концу дня вам больно вращать головой».
Сначала необходимо встать прямо. Это поможет равномерно распределить вес тела. Потом присядьте. Второй палец ноги должен составлять с коленной чашечкой одну линию. Таз никуда не отклоняется, мышцы живота напряжены. Лопатки должны быть сведены и смотреть вниз.  Держите голову прямо и не задирайте подбородок.  «Спустя какое-то время это станет вашей естественной осанкой», — уверяет Пелли. Всех новичков в Английском национальном балете учат этим основам, но в отличие от простых смертных они должны совершать эти упражнения, стоя на надувном мяче. Это гарантирует, что они сохранят правильную осанку во время пируэтов и арабесок.  Также интенсивность работы над осанкой танцора зависит от его комплекции и роли, которую он будет исполнять на сцене.
«Исследования показывают, что если танцорам поставить правильную
осанку, как это делают в специализированных балетных школах,
количество травм значительно сокращается, — утверждает Пелли. —
Когда мы провели эту программу с танцорами мюзикла «Ромео и
Джульетта», число вывихов и растяжений у них уменьшилось на
порядок».
Клэрк никогда не получала травм, она говорит, что этому способствовала ее правильная осанка и удача. «Я бы не сказала, что слишком себя берегу, но я очень внимательна, когда поднимаю тяжести, в том числе свою двухгодовалую дочку. Я не рискую ездить на лошадях, мотоциклах и не катаюсь на коньках. У меня часто болят мышцы, когда я разучиваю новую роль. Наутро после первой репетиции «Щелкунчика» я проснулась в абсолютной агонии, так как тело еще не разучило движения, но я знаю, что это пройдет».  Во время работы Клэрк старается всегда держаться в тепле, потому что легче получить травму, когда тело борется с холодом: «Однажды мы были с недельным туром в Манчестере, и если вечером я должна была танцевать свою партию, я целый день не покидала здание театра, так как мне требовалось очень много времени, чтобы разогреться после сырой и прохладной улицы».
Дария Климентова, тоже солистка Английского национального балета, хорошо знает, насколько дорогой может оказаться цена ошибки. После долгого перелета из Австралии, на всем протяжении которого ей приходилось сидеть, она вышла на репетицию в мягких пуантах: «Я чувствовала небольшую боль, но игнорировала ее до тех пор, пока вообще не смогла танцевать». Климентова так сильно повредила связку, что нуждалась в операции.
Год она не танцевала вообще. «Возможно, если бы я остановилась раньше, я бы не провела столько времени вне балета. Теперь я внимательнее прислушиваюсь к своему телу», — говорит Климентова.
Программа упражнений Джеки Пелли Рosture pointes
Повторяйте упражнения минимум три раза в день. В идеале их нужно совершать каждый час, в особенности если основное рабочее время вы проводите сидя за столом.
Сидя на стуле, найдите правильное положение таза. Подвигайте его назад и вперед, Должно создаться впечатление, что вы сидите «на косточках».
Выдохните и втяните живот, как будто вы застегиваете молнию на брюках. Замрите на 10 секунд. Повторите это упражнение пять раз.  Поднимите ваши плечи вверх и после этого расслабьте их, одновременно сводя лопатки. Вытяните руки ладонями назад и, слегка прогибаясь, отводите их за спину, пока не почувствуете, что ваши плечи расположены ровно.
Вдохните, а выдыхая, упритесь языком в небо и потяните позвоночник, как будто кто-то тащит вас вверх за макушку.  Встаньте, напрягите ягодичные мышцы и попытайтесь дотронуться пальцами до пола. Выпрямляйтесь плавно, растягивая позвоночник. (Не делайте это упражнение, если у вас болит спина.) Когда вы сидите на стуле, следите за тем, чтобы ваши колени были согнуты под правильным углом. Не кладите ногу на ногу, потому что это нарушает кровообращение. Касайтесь пола всей подошвой. Если вы носите каблуки, сделайте подставку, чтобы ваша стопа была расположена горизонтально полу. Лодыжки должны быть немного дальше колен, это усилит кровообращение в ногах. Старайтесь не наклоняться вперед. Спинка стула должна поддерживать вашу поясницу. Для этого также можно использовать подушки или свернутое в трубочку полотенце.
©The Daily Telegraph,
Барбара Лантин
Материал опубликован в «Газете» №237

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…