Стероидный профиль мочи

(в тексте – СП) является уникальным диагностическим тестом целого ряда ги-некологических и онкологических заболеваний, связанных с на-рушением синтеза и метаболизма стероидных гормонов, причем некоторые из них могут быть диагностированы только по СП. В профильном анализе возможность использовать абсолютных ве-личин как простых переменных и сравнения их с нормой час-тично значима и не главное, на первое место выходит соотно-шение одних величин к другим. Кроме того, СП дает информа-цию о большом количестве стероидов одновременно, причем многие из них нельзя идентифицировать другими способами.
Суточная моча, как объект исследования, имеет существенные преимущества перед распространенными в настоящее время в клинической медицине иммунными методами определения гор-монов в крови, так как позволяет исключить влияние на резуль-таты циркадные ритмы и мгновенные колебания гормонов в крови, которые часто бывают значительными. Исследования гормонов в крови можно использовать только для приблизи-тельных оценок, так как результаты зависят от лаборатории, где проводятся такие определения и могут колебаться от 200 до 500%. Исследования мочи представляют собой неинвазивный метод диагностики, поэтому не существует опасности для паци-ента заражения СПИДом или гепатитом В.
СП целесообразно использовать для подбора гормональных контрацептивов, так в случае высокого уровня экскреции Pd в лютеиновую фазу менструального цикла следует назначать пре-параты с низким содержанием гестагенного компонента в них, в случае же сниженного уровня Pd наоборот.
Определение СП имеет особое значение для точной иденти-фикации причин гирсутизма, являющегося фенотипическим проявлением гиперандрогении у пациентов, с целью выбора правильного патогенетического подхода при лечении. Напротив, измерение гормонов в крови мало эффективно для устранения причин гирсутизма у женщин с нормальным менструальным циклом к тому же, в этом случае, необходимо получить инфор-мацию о целом комплексе гормонов в сыворотке, что практиче-ски трудно выполнимо.
В СП определяются одновременно абсолютные значения сле-дующих стероидов: андростерона (An), этиохоланолона (Et), де-гидроэпиандростерона (DHEA), 11-кето-An, 11-кето-Et, 11-OH–An, 11–OH-Et, 16-OH-An, 16-OH-Et, 16-OH-DHEA, прегнандио-ла (Pd), алло-Pd, 5-Pd, прегнантриола и холестерина (Ch), а также важнейшие для диагностики соотношения.
Андростерон — один из главных метаболитов тестостерона и андростендиона, значительно повышается при гиперандроген-ных состояниях, синдроме Иценко-Кушинга, поликистозе яич-ников, некоторых доброкачественных и раковых опухолях над-почечников и яичников.
Этиохоланолон – 5–редуцированный стереоизомер андро-стерона, также является главным метаболитом андрогенных гормонов. Его экскреция повышается несколько меньше при ги-перандрогениях по сравнению с андростероном. Повышение со-отношения An/Et является показателем 5-редуктазной активно-сти, одной из наиболее трудно диагностируемых причин гирсу-тизма.
Дегидроэпиандростерон – синтезируется преимущественно корой надпочечников. Повышение уровня его экскреции являет-ся важным тестом гиперандрогении надпочечникового генеза. В случае же яичниковой гиперандрогении его экскреция остается низкой. Следовательно, отпадает необходимость в проведении дексаметазонового теста.

17-Кето-11окси(о)-стероиды – повышаются во много раз при синдроме Иценко-Кушинга в связи с увеличением 11 –гидроксилазной активности коры надпочечников. Совместно с показателем уровня экскреции дегидроэпиандростерона можно использовать для дифференциальной диагностики питуитарного генеза этого заболевания от опухолевого.
Все перечисленные выше стероиды являются индивидуальными фракциями 17-КС и повышаются при заболеваниях: ад-ренокортикоидной карциноме, аденоме, гиперплазии акромегалии, гирсутизме, некоторых тестикулярных опухолях, АКТГ-терапиях, стрессах, а также в третьем триместре беременности. Пониженные значения отдельных фракций происходит при болезни Аддисона, аденоме, пангипопитуитаризме, микседеме, тиреотоксикозе, нефротическом синдроме, гипогонадизме и овариэктомии.
Дискриминанта Ван де Кальсейде – величина, показывающая вероятность наличия синдрома поликистозных яичников (СПКЯ). Должна быть в норме менее трех. Вычисляется по формуле 0,09×(An+Et+11-OH-An+An/Et) [1].
Неонатальные стероиды – имеют 16-положение функцио-нальной группы в молекуле. Экскретируются при участии в метаболизме ферментов плода. Появляются в заметных коли-чествах у беременных женщин во втором и третьем триместрах беременности. У небеременных женщин появление этих стероидов свидетельствует о наличии некоторых заболеваний, например по-ликистозе яичников.
Прегнандиол – является основным метаболитом прогестерона. Экскреция, которого прогрессивно возрастает в период лютеиновой фазы в соответствии с развитием желтого тела и снижается при угасании его функции. Резко повышается при беременности и растет постепенно на протяжении всего геста-ционного периода, перед началом родов сразу снижаться. В отсутствии его динамического роста следует ожидать прерывания беременности. Снижение его экскреции свидетельствует о плацентарной недостаточности. У небеременных значительно повышается при кисте желтого тела.
алло-Прегнандиол – является 5-редуцированным изомером прегнандиола. Его экскреция возрастает при повышенной активности 5-редуктазы.
Прегнанолон – один из метаболитов гормона прогестерона, значительно повышается при беременности.
5-Прегнандиол – маркер редко встречающегося дефицита 3-олдегидрогеназы-5,4-изомеразы.
Холестерин повышается при беременности, гипотиреозе, раке эндометрия и яичников в период постменопаузы. Поэтому в определенной степени может являться маркером этих за-болеваний.
Эстрогены в данном анализе определяются только для бе-ременных.
Литература:
1. Clin.chem. Steroid Profile for Urine: Reference Values. -1989.-Vol.35, № 12,-P.2281-2284.
2. J.Chromatogr.-1986.-Vol.379, P.91-156.
3. Проблемы эндокринологии-1995.-Т.45, №2, С.35-39.
4. Проблемы репродукции-1996.-№3, С.90-95.
5. Гинекология-2000.№1, С. 14-15.
6. Стероидные гормоны и их роль в течение беременности и родов. Сергиев Посад.-2000 г.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…