Проблемы и перспективы ранней диагностики онкозаболеваний молочных желез

Павлов С. Е.
Врач высшей категории, к.м.н.
Материал добавлен пользователем dr_pav

Эффективность лечения рака молочной железы в значительной степени зависит от своевременности диагностики данного заболевания. Лечение наиболее эффективно и может достигать 100% позитивного результата в случае выявления патологического процесса на как можно более ранних стадиях развития заболевания. До настоящего времени приоритет среди диагностических методов заболеваний молочных желез принадлежит лучевым методам диагностики (это, прежде всего – рентгеновская маммография). Альтернативой лучевым методам диагностики заболеваний молочных желез являются методы ультразвуковой диагностики. Но следует, во-первых, понимать, что любой метод диагностики имеет свою «диагностическую стоимость». Так, «диагностическая стоимость» методов лучевой и, тем более, ультразвуковой диагностики крайне низка на начальных стадиях онкозаболеваний молочных желез. Во-вторых, не следует сбрасывать со счетов и неизбежность повреждающих воздействий на здоровые ткани молочных желез рентгеновских лучей (здесь следует вспомнить и о лучевой нагрузке на медперсонал, проводящий обследования) и ультразвука (последний, согласно новейшим исследованиям, вызывает в клетках и тканях эффекты, «подобные ядерному взрыву»). В связи со сказанным, соотношение «польза/вред» при массовых профилактических обследованиях с использованием методов лучевой и ультразвуковой диагностики может оказаться не в пользу здоровых пациенток. В-третьих, все широко применяющиеся в современной медицине методы аппаратной диагностики заболеваний молочных желез в большей или меньшей степени затратны по времени, необходимом на проведение каждой диагностической процедуры. Это значительно снижает их ценность в проведении массовых регулярных (два основных принципа профилактической медицины) обследований женщин.  В-четвертых, оборудование для маммографии и УЗИ-диагностики достаточно громоздко и для работы с этой аппаратурой, как правило, требуются специальные помещения в стационарах и поликлиниках. В-пятых, стоимость диагностического оборудования для проведения маммологических исследований достаточно велика, и ни один самый богатый город мира не в состоянии изыскать средства для обеспечения и выполнения программы поголовного, регулярного профилактического обследования женщин на предмет раннего выявления онкозаболеваний молочных желез. И даже создание мобильных диагностических лабораторий не в состоянии решить проблему максимального охвата маммологическими обследованиями женщин не только России, но даже отдельных крупных городов.
Таким образом, необходима разработка и внедрение в практику профилактических осмотров женщин недорогостоящих, достаточно эффективных методов массового скринингового обследования на предмет раннего выявления нарушений функций и патологий молочных желез.  Широкое внедрение в программу тотальной диспансеризации подобных методов предъявляет особые требования к их аппаратному обеспечению: безопасность исследования, диагностическая эффективность, предельная портативность, низкая стоимость, максимальная простота проведения обследования, минимальные временные затраты на обследование одного пациента.
Можно предположить, что мероприятия в плане диагностики онкозаболеваний молочных желез должны быть реализованы по следующему принципу:
1-й этап: массовое скрининговое обследование, позволяющее выявить случаи подозрительные на наличие онкопатологий молочных желез;
2-й этап: маммографическое обследование пациентов, у которых при скрининговом обследовании были выявлены те, или иные «проблемы» в молочных железах;
3-й этап: верификация уставленного при маммографическом обследовании диагноза методами клинической диагностики и принятие решения по тактике лечения выявленного заболевания.
Поиск разработанных в настоящее методов массового скринингового обследования женщин на предмет выявления патологий молочных желез позволил выявить «пустоту» данной «ниши» в практическом здравоохранении и крайне низкий интерес к решению данной проблемы со стороны профильных научно-исследовательских организаций и фирм – разработчиков медицинской аппаратуры. Фактически единственное реально существующее на сегодняшний день методическое и аппаратное решение указанной проблемы — диагностическая скрининговая система «Электромаммограф-РС» разработанная и производимая ЗАО НПП «Антарес». Данная система в большей или меньшей степени отвечает всем требованиям, предъявляемым подобным диагностическим системам (см. выше). Более того, на сайте фирмы (www.antaresholding.ru) представлены положительные отзывы по апробации и практическому использованию «Электромаммографа-РС» отдельными медицинскими учреждениями: муниципальное учреждение здравоохранения «Центр планирования семьи и репродукции» (г. Рязань); областной клинический онкологический диспансер (г. Киров); районная больница г. Сергиев Посад; Медицинский центр «ВитаМед» (г.  Москва). Заключения специалистов свидетельствуют, в том числе, о достаточно высокой диагностической «стоимости» реализованного в указанном аппарате метода. Однако с наибольшей эффективностью использовать подобную аппаратуру в практике отечественного здравоохранения можно, прежде всего, если создать систему комплексной тотальной «маммологической» диспансеризации женской части населения России.
Источник: www.diagnoze.ru

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…