ДИАГНОСТИКА СИНДРОМА ДАУНА И ДРУГИХ ВРОЖДЁННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Анеуплоидии вызывают множественные врожденные пороки развития, умственную и физическую отсталость, нарушения полового развития. Лечение таких пациентов малоэффективно, а прогноз неблагоприятен. Поэтому использование методов дородовой диагностики хромосомных аберраций позволяет предупредить рождение детей с тяжелой патологией. Базовыми методами пренатальной диагностики хромосомных заболеваний во многих развитых странах являются:
1) биохимический скрининг
2) динамическая (начиная с 1 триместра) эхография
3) инвазивная пренатальная диагностика, включающая проведение таких манипуляций, как биопсия хориона, амниоцентез, кордоцентез.
Пренатальный биохимический скрининг идентифицирует женщин с повышенным риском беременности плодом с синдромом Дауна (трисомия 21), синдромом Эдварда (трисомия 18) или дефектом открытой невральной трубки. Для других хромосомных болезней, например, синдрома Тёрнера, скрининг неспецифичен.
Значения серологических маркёров могут сильно варьировать в разных лабораториях. Для того, чтобы корректно сравнивать результаты, отклонение уровня маркёра от нормы у пациентки выражают обычно через кратность медиане. Медиана является средней в ряду упорядоченных по возрастанию значений уровня маркёра при нормальной беременности того же срока гестации и обозначается Mom (multiples of median). Использование независимых маркёров (т.е. слабо коррелирующих друг с другом) в комбинации увеличивает чувствительность и специфичность метода и позволяет рассчитать индивидуальный риск. Для скрининга добиваются расчётов с обеспечением максимальных чувствительности и специфичности, т.е. не менее 65-75% при 5% ложноположительных результатов. Полученные за границей принятой нормы (см. таблицу) результаты для данных показателей считаются положительными. Вероятность рождения больного ребёнка при определённом значении Mom рассчитана статистически на большом количестве образцов. У конкретной пациентки вероятности, полученные для каждого маркёра, суммируются. Показанием для применения инвазивной пренатальной диагностики с целью кариотипирования плода обычно считается риск выше, чем 1:250 (от 1:190 до 1:400 в разных странах) рождения больного ребенка.
Комбинированный тест (выполняется на 10-13 неделе беременности). Включает свободную субъединицу b -ХГЧ и PAPP — A и NT -УЗИ. В первом триместре PAPP-A и NT (затылочный размер плода на УЗИ) обычно увеличиваются с развитием беременности.
В первом триместре при беременности плодом с синдромом Дауна (СД) уровни PAPP — A в материнской крови, в среднем, в два раза меньше и NT увеличен примерно в 2 раза по сравнению с нормой. В этом тесте возможно определить 85% всех патологических плодов, в группе риска 5% женщин оказываются с патологией. Ограничения теста: не позволяет обнаружить дефекты открытой нервной трубки (нет АФП, поскольку определение АФП в первом триместре еще не имеет диагностической ценности для данного дефекта).
II . Скрининг 2-го триместра
Квадро-Тест (выполняется на 15-22 неделе беременности). Самый распространённый и общепринятый на сегодняшний день тест пренатального скрининга СД и трисомии 18.
Квадро-Тест — метод скрининга с использованием измерения четырех маркёров в материнской сыворотке. Это АФП, Е3, ингибин А и ХГЧ. Четыре серологических маркера и возраст женщины используются вместе для оценки риска беременности СД+ плодом.
В норме во втором триместре уровни АФП и Е3 растут (15% и 24% в неделю), уровень ХГЧ уменьшается и уровень ингибина медленно снижается перед 17 неделей и также медленно растёт после 17 недели. При беременности СД+ АФП и уровни Е3, в среднем, ниже Mom на 75%. Напротив, ХГЧ и ингибин А увеличены приблизительно в 2 раза.
III  . Скрининг 3-го триместра
III . Интегральный тест — наиболее эффективный метод скрининга СД и трисомии 18. Тест выполняется в две стадии:
•    Первая стадия — проводится между 10 и 13 неделями гестации, когда берётся проба крови на анализ PAPP — A и параллельно проводится ультразвуковое исследование NT .
•    Вторая стадия — включает забор второй пробы крови приблизительно через 3-4 недели после забора первого образца на АФП, Е3, ингибин А и ХГЧ. Кровь оптимально берётся на 16-й неделе беременности, но возможно сделать анализ до 22 -й недели.
Эти пять биохимических маркеров ( Mom концентраций маркеров рассчитывают только по сроку гестации, уточнённому на УЗИ!) + NT + возраст женщины используются для оценки степени риска.
Интегральный тест, хотя и основан на информации, полученной от двух образцов для анализа: и в первом и во втором триместрах, является новым подходом в пренатальной диагностике СД. Если рассчитать совокупный риск по результатам интегрального теста, то эффективность выявления СД у плода достигает 90% с 2% ложноположительных результатов. Интегральный тест применяется в настоящее время в 19 странах ( 2003 г .). Если используется сокращённый вариант скрининга, то чувствительность обнаружения СД+ плода намного ниже.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТА
Материнский вес, этническая группа и экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)
•    Серологические уровни маркеров бывают снижены у полных женщин и повышены у хрупких женщин.
•    Серологические уровни АФП и ХГЧ выше и уровни ингибина ниже у женщин негроидной расы по сравнению с женщинами европеоидной расы.
•    Уровни ХГЧ и NT приблизительно на 10-15%, выше и уровни Е3 и PAPP — A примерно на 10-20% ниже у женщин, забеременевших в результате процедур ЭКО , по сравнению с женщинами с естественной беременностью.
Для этих групп сделаны соответствующие поправки.
Многоплодная беременность и инсулин-зависимый сахарный диабет
•    В первом и втором триместре серологические уровни маркеров повышены при многоплодной беременности.
•    уровни АФП снижены (приблизительно на 18%), в то время как уровни Е3 и ингибина снижены в меньшей степени (приблизительно на 6% и 12% соответственно) у женщин с инсулин-зависимым сахарным диабетом.
Невозможно достоверно рассчитать риск по этим факторам, ещё и потому, что один из плодов-близнецов может быть здоровым. Вклад каждого маркёра в оценку риска в этом случае точно рассчитать невозможно.
Диабет и многоплодная беременность, таким образом, являются противопоказаниями для скрининга беременности СД+ плодом.
Влагалищное кровотечение
Влагалищное кровотечение, произошедшее перед взятием пробы крови, может влиять на результат скрининга. Кровотечение может увеличивать уровень маркёров в крови матери. В этих условиях рекомендуется отложить анализ на одну неделю после остановки кровотечения.
Тест после амниоцентеза
Если амниоцентез был выполнен до взятия пробы крови, результат труднее интерпретировать из-за возможности трансфузии от плода к матери, в результате чего может повыситься уровень АФП.
Предыдущие беременности СД+ плодом
Если предыдущая беременность была СД+ плодом или с дефектом невральной трубки, то женщина относится к группе риска независимо от результатов пренатального скрининга, в этом случае всегда предлагается амниоцентез.
Влияние возраста матери
Вероятность рождения ребенка с СД растет вместе с возрастом матери и увеличивается в 200 с лишним раз в период от 25 до 50 лет (вероятность растёт от 1:1150 до 1:5).
Женщинам со скрининг-положительными результатами предлагается диагностический амниоцентез, который определяет патологию плода. Биохимический скрининг уменьшает в сотни раз число пациенток, которым назначается эта процедура, небезопасная для плода.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…