Как правильно отказаться от приема лекарств?

Ежегодно во всем мире выходят тысячи статей, посвященных свойствам новых лекарств и сравнению их со старыми.  Научные сообщества выпускают различные рекомендации, помогающие врачам назначать пациентам безопасные препараты в подходящих дозах. Но почти нет исследований, посвященных тому, как во время отменить ненужные лекарства, например, у пациентов преклонного возраста.
Четыре врача из Чикагского Университета (США) попытались создать руководство, помогающее врачам отменять лекарства или воздерживаться от их назначения, с учетом ожидаемой продолжительности жизни, целей лечения, времени, требующегося для наступления эффекта.  «Мы хотим помочь пациентам и врачам решить, когда перестать принимать препараты, даже самые эффективные и безопасные, по мере того, как ситуация меняется», — говорит врач-геронтолог Holly Holmes, главный автор работы.
К созданию руководства авторов подтолкнул один комичный случай. Врачи занимались лечением пациентов из дома престарелых. Аптека, которая снабжала дом престарелых лекарствами, отслеживала назначения врачей и периодически вносила свои предложения. Однажды аптека сообщила врачам, что, согласно национальным рекомендациям, необходимо назначить двум пациентом статины (лекарства, снижающие уровень холестерина).  Одному из пациентов было больше 100 лет, он страдал раком и несколькими другими заболеваниями. Другой пациент, как оказалось, уже скончался. «Мы поняли, что создатели рекомендаций, все-таки, что-то упустили», — иронически комментируют этот случай авторы работы.  «Клинические исследования учат лечить цифры и графики, но не учат лечить конкретного пациента. Мы попытались заполнить информацией некоторые пустоты», — объясняет Caleb Alexander, соавтор статьи.  Один из важнейших факторов, который нужно учесть при лечении пожилого пациента, это прогноз. Препараты, снижающие давление, или статины не рассчитаны на немедленный эффект. У них бывают побочные эффекты, и они достаточно дороги. К примеру, 65-летнему пациенту врач назначает подходящее лечение. По мере старения пациента ситуация меняется, и может настать момент, когда врачу и пациенту надо будет перешагнуть через то, что авторы называют «клинической инертностью» и пересмотреть лечение.
Во-первых, назначая или отменяя препарат у пожилого пациента, полезно высчитать ожидаемую продолжительность жизни (пользуясь специальными таблицами и учитывая состояние здоровья).
Во-вторых, следует оценить время, необходимое для наступления эффекта от лечения. Например, обезболивающие действуют немедленно, а эффект статинов может наступить через несколько лет.
В-третьих, совместно с самим пациентом и его семьей, надо определить, на что должна быть направлена медицинская помощь, например, на профилактику, лечение или просто облегчение состояния в данный момент.  В-четвертых, надо определить цели назначения препаратов и понять, совпадают ли они с целями медицинской помощи.  Даже если отказ от приема лекарств необходим с точки зрения здравого смысла, это бывает трудно сделать на эмоциональном уровне. 65% визитов к врачу заканчиваются назначением лекарств. С точки зрения пациента, это важнейший момент и смысл взаимодействия с врачом. Отмена лекарства воспринимается совсем по-другому.  Тем не менее, это бывает необходимо сделать. Правильная и своевременная отмена препаратов уменьшает стоимость лечения, делает схему приема более простой, уменьшает количество побочных эффектов.  «Доказательная медицина изменила врачебную практику. Но в том, что касается отмены препаратов, современная медицина проявляет подозрительную узость взглядов. Дело в том, что фармацевтические компании не заинтересованы в финансировании подобных исследований», — заключает Caleb Alexander.
По материалам «Archives of Internal Medicine».

Tags:

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…