Искусственное зачатие с точки зрения иудаизма

Заходят 20 раввинов в клинику репродуктивной медицины. Звучит как начало анекдота. Тем не менее, так оно и было в действительности.  Недавно в Бруклине группа молодых мужчин в ермолках собралась в приемной медицинского центра репродуктивной медицины Genesis, где им показали видео-лекцию об основах репродуктивных технологий.  «Это яйцеклетка, — рассказывал директор лаборатории центра, словно диктор телевидения. – Это зиготы. Это оплодотворенные яйцеклетки».  Дальше пошел более сложный материал, обо всем – от срока хранения образцов спермы и механики внутрицитоплазматического оплодотворения до этики генетической диагностики перед введением оплодотворенной яйцеклетки.
Раввинам, выпускникам Ешива-Университета, все это нужно знать не только в рамках курса о бесплодии и еврейского закона. «Это будет важным, — отмечает основатель центра д-р Ричард В. Грейзи, когда на экране появляется пипетка со спермой, нацеленная на яйцеклетку. –
Люди будут задавать об этом много вопросов».  Наука «делания детей» устремляется в будущее, но снова и снова наталкивается не просто на законы природы, а на законы Г-спода (по крайней мере, в их человеческой интерпретации). Теперь сбитые с толку члены еврейских общин задают такие вопросы – о рождении, смерти и семье, которые еще недавно показались бы вопросами на засыпку на семинарских занятиях.
«Давайте представим, что у женщины полностью функциональная утроба, но яйцеклетки не выживают, — говорит инструктор курса раввин Кеннет Брандер. – Ее сестра говорит: «Возьми мои яйцеклетки». Кто тетя, а кто мать? В каких родственных отношениях будут находиться сын и отец, если зачатие произошло после смерти отца? Читает ли сын каддиш по отцу?» – рассуждает он, имея в виду еврейскую молитву по мертвым.
Если семья, в которой шестеро дочерей, обращается за лечением, чтобы попытаться зачать мальчика, имеют ли они право уничтожать оплодотворенную яйцеклетку не того пола? Может ли разведенный муж в одностороннем порядке уничтожить запас замороженных оплодотворенных яйцеклеток, сделанный парой ранее?  «Это не надуманные ситуации, — отмечает раввин Брандер, декан в Ешиве, где находится самая крупная ортодоксальная раввинская семинария в США. – Эти вопросы встают каждый день. И если раввин не понимает основ репродуктивной технологии, он не сможет правильно на них ответить. Также он не сможет ответить на них, если не знает еврейского закона».
В центре Genesis, есть свой ортодоксальный раввин из Медицинского центра Маймонида, чтобы все происходило в соответствии с еврейским законом. По словам д-ра Грейзи, две трети пациентов – евреи, и из них половина – ортодоксы.
Раввины, конечно – не единственные представители духовенства, которые призваны согласовывать репродуктивную медицину с религиозной доктриной. Абдулазиз Сахедина, эксперт по исламской биоэтике в Университете Вирджинии, говорит, что часто получает просьбы от имамов и мусульманских врачей разрешить самые сложные вопросы.  По исламскому закону, например, пара может использовать суррогатную мать, но муж должен на время сделать ее своей женой. В США, поясняет профессор Сахедина, «это делается потихоньку».  Курс медицинской этики обязателен во многих католических семинариях.  Церковь не одобряет любую беременность, которая не является прямым результатом полового акта. «Это разница между тем, что дополняет супружеский акт, и тем, что подменяет его», — поясняет монсеньер Уильям Смит, который преподает биоэтику в Семинарии Святого Иосифа в Йонкерсе.
После видеоурока студенты Ешивы спустились в лабораторию, осмотрели инкубатор, посетили лабораторию андрологии, где в емкостях с жидким азотом хранится сперма – для кошерной пары ее могут подобрать только под надзором раввина.
«Если нужно получить доступ к хранилищу, — говорит Авраам Фридландер, раввин центра Маймонида, — Нужно наше присутствие». В качестве примера столкновения еврейского закона и медицинской процедуры раввин Фридландер поясняет обстоятельства сдачи спермы мужчиной в кабинете врача. «Обычно мы просим мужчин сделать это дома из соображениий скромности, — подчеркивает он. – Но сперму нужно принести в течение часа».
После экскурсии молодые раввины говорят, что находятся под большим впечатлением. «Поразительно, — замечает раввин Реувен Бранд, студент Ешивы. – Способность технологии помогать людям ошеломляет».  Однако вопросы, на которые сложно дать ответ, будут жить всегда.  Что, если незамужняя женщина, которой чуть за 20, хочет отложить рождение ребенка, чтобы сделать карьеру, и заморозить свои яйцеклетки, чтобы использовать позднее? Евреев призывают плодиться и размножаться. Не будет ли неверным сигналом, если раввин одобрит решение отложить создание семьи? И как быть с возможными осложнениями?
Самое время для шутки. Из уст раввина Брандера: «Свод еврейских законов занимает 4 тома. А ответы на вопросы находятся в пятом».
Энди Ньюман, The New York Times Перевод Ирины Ревякиной, Sem40.Ru

Tags: , ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…