Инсулино поликистоз

журнал «Женское здоровье» #12 (2005г)
В последние годы появились новые взгляды на проблему поликистозных яичников. Что изменилось в диагностике
и лечении этого недуга?
Консультирует доктор медицинских наук, профессор Клиники акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, гинеколог-эндокринолог Ирина Всеволодовна Кузнецова.
– Каковы новые взгляды на поликистоз?
– В последнее время принципиально изменился подход к этой чисто женской проблеме.
Долгие годы синдром поликистозных яичников воспринимали как функциональное нарушение, основные признаки которого – изменение формы и размеров яичников, сбои в менструальном цикле, бесплодие. Именно бесплодие служило причиной обращения к гинекологу. И лечение, в большинстве случаев оперативное,  приводило к желаемым результатам.  Женщина получала возможность забеременеть и родить ребенка.  После операции и родов какое-то время все оставалось в норме, но потом снова возникали проблемы. Вновь нарушался менструальный цикл, появлялись опухоли матки, например миома, беспокоили заболевания молочных желез. Нередко к ним прибавлялась избыточная масса тела и появление ненужных волосков на лице и теле. Все эти проблемы были и раньше, но до поры до времени казались несущественными, потому как была другая цель – родить ребенка.
Однако рождение ребенка не избавляло от заболевания. В ходе наблюдений и исследований выяснилось, что нарушения работы яичников – это лишь одно проявление сложного эндокринно-обменного расстройства. И синдром поликистозных яичников – это проблема всего организма в целом. А значит, и решать ее нужно централизованно.
– Как именно, если посмотреть на проблему с новых позиций?
– Прежде всего, нужно поставить точный диагноз. Теперь в схему обследования, помимо традиционного анализа крови из вены на гормоны и УЗИ органов малого таза, добавился комплекс биохимических исследований углеводного и жирового обмена. Для этого также используется кровь из вены.
В последние годы было обнаружено, что это заболевание нередко развивается на фоне инсулинорезистентности – сниженной чувствительности тканей к инсулину. Инсулин крайне необходим организму: именно он помогает клеткам потреблять глюкозу.
Он же влияет на синтез мужских гормонов – андрогенов – в яичниках. Поэтому в условиях инсулинорезистентности, когда выработка инсулина повышается, увеличивается и уровень андрогенов.
Поэтому контроль состояния углеводного и жирового обмена и, если нужно, дальнейшее лечение  обязательны.
– В чем заключается лечение?
– При выборе методов нужно ориентироваться на то, какая цель стоит перед женщиной в данный момент. Но существуют, так сказать, и базовые методы лечения.
При поликистозе не происходит овуляции. Помимо бесплодия, это приводит к отсутствию прогестерона, гормона «беременности», который к тому же защищает матку от развития злокачественных новообразований. Поэтому одна из наших целей – это профилактика рака матки, что достигается обычно с помощью гормональной терапии, в том числе аналогами прогестерона.
Если говорить об обменных нарушениях, и в частности об инсулинорезистентности, то в этом случае используются препараты, которые давно применяются в лечении диабета. Одна из последних новинок – метформин.
Обязательно надо бороться с избыточной массой тела и ожирением. Если женщина не может добиться снижения веса с помощью диеты и физических упражнений, рекомендуется подключать лекарственные средства.
– А если женщина ставит перед собой цель – забеременеть и родить, каковы действия в этом случае?
– На первом этапе используются препараты для стимуляции овуляции. Если они не справляются, то следующий шаг – операция, обычно лапароскопическая.  Как правило, она приводит к хорошим результатам. Если нет, то возможен еще один вариант – экстракорпоральное оплодотворение, проще говоря, ЭКО.
Следует помнить о том, что молодой возраст – один из важнейших факторов успеха в лечении бесплодия. После 35 лет даже у здоровых женщин начинает потихоньку снижаться выработка женских гормонов – эстрогенов. А у женщин с поликистозом «старение» репродуктивной системы начинается  раньше, после 30.
Поэтому, если вы планируете беременность, не откладывайте решение в долгий ящик.
– Вы говорили о такой чисто косметической проблеме, как избыточный рост волос. Можно ли ее решить раз и навсегда?
– К сожалению, это очень сложно. Избыточный рост волос, или гирсутизм, – это следствие общих нарушений обмена веществ в организме. Причина та же – избыточное количество мужских гормонов, которые, помимо усиления роста волос, доставляют женщинам еще немало неприятностей. Например, приводят к появлению угрей, чаще всего на лице и спине, выпадению волос на голове. Как это ни парадоксально, но общее количество волос на теле отнюдь не гарантирует густую шевелюру. Действие андрогенов на кожу головы как раз и заключается в потере волос.
Справиться со всеми этими проблемами можно, но это дело не одного дня. Лечение, как правило, длительное и комплексное. Нельзя, например, пропить таблетки и забыть о них. В этом случае есть очень большой риск, что через некоторое время «все возвратится на круги своя».
К сожалению, мы пока не научились действовать на тонком молекулярном уровне, на котором происходит поломка механизмов нормальной работы эндокринной системы и обмена веществ. Мы лечим только последствия.
Поэтому надо настроиться на постоянный контроль и периодические курсы лечения. Не беспрерывные, а именно периодические, когда длительность курсов и перерывы между ними определяются совместно с врачом.
– Судя по всему, для этого используются гормональные препараты. А многие женщины отказываются от них, опасаясь их побочных действий. Насколько эти страхи обоснованы?
– Опасения не беспочвенны, так как некоторые гормональные лекарства действительно имеют побочные эффекты. Но, во-первых, врач, исходя из принципа «не навреди», никогда не назначит препарат, если есть противопоказания. Во-вторых, большое количество побочных эффектов свойственно препаратам первого поколения. Тех, которые появились во времена наших мам и бабушек. Новые же гормональные препараты, как правило, таких  действий лишены.
К тому же сейчас рынок гормональных средств просто огромен. Каждый год появляются новые, все более усовершенствованные экземпляры. Производители сейчас учитывают не только основное действие препарата, но и стараются добавить ему дополнительные свойства. Например, влияние на рост волос, состояние кожи, контроль веса. И сейчас можно подобрать тот препарат, который не вызывает опасений и максимально подходит конкретной женщине.
Очень хорошие результаты в комплексном решении проблем достигаются при применении оральных контрацептивов. Препараты последнего поколения практически не обладают побочными эффектами. Главное в этом случае – подобрать подходящий вариант.
Еще одно фармацевтическое новшество, особенно приятное для противников гормонов. Сейчас в лечении избыточного оволосения стали применять негормональные препараты, которые на уровне кожи блокируют действие андрогенов. Это мочегонный препарат верошпирон, который давно используется гинекологами-эндокринологами. Он помогает не только уменьшить рост волос, но и в комплексе с другими средствами борется с лишним весом.
Совсем недавно стали использовать флутамид.  Это одно из наиболее эффективных лекарств негормонального происхождения для лечения гирсутизма и угревой сыпи. Флутамид изначально предназначался для лечения некоторых мужских заболеваний, но сейчас используется и при женских.
– Каковы принципы лечения поликистоза у женщин старшего возраста, ведь во время климакса уровень женских гормонов существенно снижается? Не создает ли это дополнительных проблем?
– Конечно, создает. Пока женщина находится в репродуктивном возрасте, эстрогены защищают ее от многих опасностей. В частности, от атеросклероза и его «последователей» – инфаркта и инсульта. Мужчинам в этом плане повезло значительно меньше, они  уже по факту рождения входят в группу риска по этим заболеваниям. Но и женщины подвергаются опасности, как только, обычно с возрастом, количество женских гормонов начинает уменьшаться. И к 60 годам риск инфаркта и инсульта у женщин и мужчин сравнивается.
Согласно последним исследованиям, больше всего  сердечно-сосудистым заболеваниям подвержены люди, страдающие метаболическим синдромом. В его основе – инсулинорезистентность, та самая, которая является одним из характерных признаков поликистоза. Именно поэтому женщины с этим  недугом с возрастом приобретают еще одну проблему – атеросклероз и связанные с ним заболевания.
Поэтому после сорока лет к своему здоровью и самочувствию следует относиться с особым вниманием. Обязательно нужно следить за массой тела, вес должен быть в норме. Регулярно, не реже одного раза в год, следует сдавать кровь на исследование липидного обмена и уровня глюкозы.
– А правда ли, что у женщин с поликистозом, как правило, не бывает климактерического синдрома?
– Да, есть такая закономерность. Это связано с особенностями функционирования репродуктивной системы. Старение ее начинается раньше, но длится дольше, чем у здоровых женщин. Уровень эстрогенов снижается более плавно. А главное проявление климакса – приливы – возникают в ответ на резкий спад гормонов. Так что хотя бы в этом женщинам с поликистозом повезло.
Но их подстерегают другие опасности. Одна из самых серьезных – рак матки. Это не значит, что все женщины с синдромом поликистозных яичников обязательно столкнутся с такой проблемой, но возможность существует.
Поэтому не забывайте о регулярных обследованиях и профилактических курсах лечения. Еще раз повторяю: эндокринные заболевания требуют постоянного внимания.  И не только по отношению к тем, кто ими страдает. Особого разговора заслуживают и их дети. Так как многие проблемы, связанные с нарушением обмена веществ, и поликистоз в том числе, передаются по наследству.
– Что нужно предпринимать женщинам, страдающим этим заболеванием, чтобы их дочери были здоровы?
– Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать.
Во-первых, нарушения в организме девочки начинаются достаточно рано – в 7–8 лет. В это время происходит активация коры надпочечников и выброс андрогенов. Это нормальный эпизод в процессе полового развития.
В случае с поликистозом этот процесс нарушается, и андрогены выбрасываются в большем количестве, чем нужно. Если же у девочки есть избыток жировой ткани, то повышение уровня андрогенов приведет к увеличению эстрогенов. В результате возникнет гормональный дисбаланс, который через несколько лет выльется в нарушения функции яичников. Поэтому не позволяйте дочери поправляться: с 5–6 лет обязательно следите за ее весом. И если нужно, придерживайтесь диеты.
Во-вторых,   будьте внимательны в период полового созревания девочки.  В норме формированию молочных желез должно предшествовать появление волосков на лобке. Изменение этой последовательности должно насторожить.
После первой менструации месячные могут быть нерегулярными, но не более полутора-двух лет. Если через два года цикл не установился, не убеждайте себя, что с возрастом все пройдет. Обратитесь к подростковому гинекологу-эндокринологу и проведите обследование.
Возраст полового созревания – это тот период, когда реально можно предотвратить, и даже без гормональных вмешательств, развитие серьезных эндокринных и обменных расстройств.
Наталья ЕПИФАНОВА

Tags: , ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…