Иммунная система борется с микробами их собственным оружием

Элементы иммунной системы, играющие ключевую роль в борьбе с раком, а также вирусными и бактериальными инфекциями, принадлежат к древнему семейству токсинов, обладателями которых ранее считались только болезнетворные микробы. К таким выводам пришли австралийские ученые, которым удалось воссоздать трехмерную структуру одного из человеческих белков-перфоринов.
Клетки иммунной системы используют перфорины против чужеродных клеток и собственных клеток организма, зараженных вирусами или переживших злокачественное перерождение. Эти белки образуют в мембране клетки-мишени поры, после чего устремляющаяся внутрь вода просто разрывает ее на части.
Восстановив трехмерную структуру одного из таких белков методом рентгеновской кристаллографии, ученые обнаружили многочисленные структурные совпадения с токсинами, стоящими на вооружении у болезнетворных микробов. Среди близких к перфоринам веществ оказались токсины возбудителей сибирской язвы, газовой гангрены и скарлатины.
«За миллионы лет эволюции бактерии создали эти белки как мощное наступательное оружие, однако животные смогли преобразовать их в орудие защиты от этих нападений. До сих пор сложно сказать, кто станет победителем в этой «гонке вооружений», — отмечает один из авторов исследования профессор Джеймс Уиссток (James Whisstock).
В настоящее время перфорины используются организмом не только для защиты от инфекций, продолжает ученый. В частности, некоторые белки этого семейства играют важную роль в имплантации эмбриона в матку. С другой стороны, вышедшие из-под контроля перфорины представляют серьезную угрозу для организма и могут вызвать массовую гибель клеток иммунной системы. Новые данные об их структуре позволят создать методики контроля за их активностью во время опасных инфекций а также при отторжении пересаженных тканей и органов.
Источник: МедПортал

Tags: , ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…