Ю. Г. Аляев, доктор медицинских наук, профессор, А. З. Винаров, доктор медицинских наук, В. Б. Воскобойников, кандидат медицинских наук, ММА им. И. М. Сеченова, Москва Острый цистит — это гнойно-воспалительный процесс слизистой мочевого пузыря, представляющий собой наиболее частое проявление неосложненной инфекции мочевых путей, которая возникает при отсутствии структурных изменений в почках и мочевыводящих путях, а также у пациентов без серьезных сопутствующих заболеваний.
Распространенность острого цистита
Острый цистит встречается преимущественно у женщин. В возрасте 20-40 лет частота заболевания составляет 25-35%. Около 30% женщин на протяжении своей жизни хотя бы раз сталкиваются с острым циститом. В России ежегодно диагностируется до 36 миллионов случаев заболевания. При остром цистите клинические симптомы заболевания сохраняются в течение 6-7 дней, происходит ограничение обычной активности на 2-3 дня, больные не могут посещать работу или учебные заведения 1-2 дня. У мужчин заболеваемость острым циститом крайне низка. Она составляет ежегодно всего лишь 6-8 случаев на 10 000 взрослых мужчин.
Этиология острого цистита
Наиболее частыми возбудителями цистита являются грамотрицательные энтеробактерии (в основном Escherichia coli) и коагулазонегативные стафилококки (Т. Hooton, W. Stamm, 1997). В результате проведенного в России многоцентрового исследования было выявлено, что в 80% случаев острый цистит вызывает кишечная палочка Escherichia coli, в 8,2% — Proteus spp., в 3,7% —
Klebsiella spp., в 3% — Staphylococcus saprophyticus, в 2,2% — Enterobacter spp., в 0,7% — Pseudomonas aeruginosa и др. (Л. Страчунский, В. Рафальский, 1999). Таким образом, ведущим этиологическим агентом является кишечная палочка. Способность штаммов E. coli к адгезии к клеткам уротелия, а также их высокая пролиферативная активность в моче имеют важнейшее значение в патогенезе острого цистита.
Диагностика острого цистита
Диагноз устанавливают, исходя из клинических симптомов и данных анализа мочи. Основными проявлениями острого цистита являются частое, малыми порциями, болезненное, с ощущением рези и жжения мочеиспускание. Часто больные отмечают императивные позывы на мочеиспускание. Ряд больных указывают на дискомфорт или боль внизу живота и повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Фебрильная температура тела нехарактерна для острого цистита. Моча становится мутной, иногда с примесью крови, особенно в конце мочеиспускания. Возникновение макрогематурии при остром цистите (острый геморрагический цистит) — крайне неблагоприятный прогностический признак, указывающий на возможность последующих рецидивов. Такая форма острого цистита предопределяет некоторые особенности в лечении больных. При лабораторном исследовании мочи обнаруживается значительное повышение количества лейкоцитов в 1 мл. Также диагностируются «ложная» протеинурия и бактериурия. Однако микроскопическое исследование нативной или окрашенной по Граму мочи позволяет определить лишь бактериурию, превышающую 105 КОЕ/мл (колониеобразующих единиц). Между тем при остром цистите диагностическое значение имеет уже 102 КОЕ/мл, и только у 50% больных бактериальное число превышает 106 КОЕ/мл. Поэтому, безусловно, чрезвычайно важен посев мочи с культуральным определением микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам. В последние годы наблюдается все большее распространение уропатогенных штаммов E. coli, устойчивых к широко используемым в настоящее время антибактериальным препаратам. Штаммы, устойчивые к ампициллину, встречаются в 33,3% случаев, к триметоприму — в 20,3%, к котримоксазолу — в 18,4%, к нитроксолину — в 94,1% случаев (Л. Страчунский, В. Рафальский, 1999). Это заставляет искать новые антимикробные препараты, обладающие высокой активностью по отношению к уропатогенным штаммам E. coli. В урологической клинике ММА им. И. М. Сеченова исследовали эффективность применения монурала (фосфомицина трометамола) в терапии острого цистита. Изначально наиболее ценной характеристикой этого антибактериального препарата являлась его способность препятствовать адгезии микроорганизмов к уротелию, а также создавать высокие концентрации в моче, длительное время сохраняющиеся после однократного приема. Монурал (фосфомицина трометамол) — антибактериальный препарат, являющийся мощным высокоэффективным средством элиминации возбудителей мочевой инфекции за счет следующих механизмов действия:
бактерицидного вследствие угнетения одного из этапов синтеза клеточной стенки; антиадгезивного, препятствующего взаимодействию уропатогенных штаммов и клеток уротелия.
Особый механизм действия и оригинальное строение обеспечивают отсутствие феномена перекрестной устойчивости между монуралом и соединениями, принадлежащими к другим группам, — хинолонами, фторхинолонами, беталактамами, аминогликозидами. цефалоспоринами, тетрациклинами и др. Препарат применяется исключительно внутрь, выводится через почки путем почечной фильтрации. Особенности фармакокинетики позволяют поддерживать в моче его минимальную подавляющую концентрацию для уропатогенных штаммов бактерий (в частности, для Е. coli — 128 мкг/мл) в течение 48 ч после однократного приема. Это достаточный срок для стерилизации мочи и освобождения ее от бактерий. Отсутствие тератогенного, мутагенного и эмбриотоксического действия — важное качество препарата, позволяющее назначать его при проведении антимикробной терапии у детей и беременных женщин. Мы изучили микробный спектр у 200 больных острым циститом (табл. 1). Необходимо отметить, что наиболее частым возбудителем острого неосложненного цистита являлись E. coli (79%) и Staph. saprophyticus (11%). Все выделенные штаммы были чувствительны к монуралу (фосфомицина трометамолу).
Для больных с острым циститом более характерен рост монокультур. Полученные нами данные соответствуют современным представлениям о бактериальной этиологии при инфекциях мочевыводящих путей. Исследование чувствительности выделенных культур к фосфомицину показало, что данный антимикробный препарат имеет широкий спектр действия и возбудители инфекции высокочувствительны к нему (табл. 2).
Клиническая эффективность монурала (фосфомицина трометамола) в терапии острого цистита была исследована у 60 женщин. К исследованию не допускались пациентки с тяжелыми сопутствующими заболеваниями (с сахарным диабетом и др.), а также признаками нарушенного оттока мочи или инфекции верхних мочевых путей, аномалиями их развития. Диагноз ставили на основании клинической картины, микроскопии мочи, а также культурального метода с количественным определением степени бактериурии и чувствительности выделенного микроорганизма к различным антибиотикам.
Больные принимали монурал двукратно по 3 г с интервалом в 24 ч после мочеиспускания перед сном. Для оценки отдаленных результатов все пациентки были обследованы на 3-й и 7-й дни от начала приема препарата. Данные представлены в табл. 3.
Клиническая эффективность терапии после двукратного приема монурала оказалась сопоставимой с эффективностью терапии другими антибактериальными препаратами в течение 10-14 дней. Однако на основании исследований, проведенных в России и Европе (более 2000 пациентов), было доказано, что однократный прием (3 г) является достаточным для получения терапевтического эффекта, удобен и экономически выгоден пациенту. Таким образом, при острых неосложненных циститах монурал (фосфомицина трометамол) — это оптимальный антибиотик, имеющий следующие достоинства:
широкий спектр антимикробной активности в отношении подавляющего большинства возбудителей острого цистита;
низкий уровень антибиотикорезистентности основных уропатогенных штаммов; способность поддерживать минимальную подавляющую концентрацию в моче на протяжении длительного периода после приема; высокий уровень эффективности и безопасности.
Обратите внимание!
Острый цистит встречается преимущественно у женщин. В возрасте 20-40 лет частота заболевания составляет 25-35%.
Наиболее частыми возбудителями цистита являются грамотрицательные энтеробактерии (в основном E. coli) и коагулазонегативные стафилококки. Диагноз устанавливают, исходя из клинических симптомов и данных анализа мочи. В последние годы наблюдается все большее распространение уропатогенных штаммов E. coli, устойчивых к широко используемым в настоящее время антибактериальным препаратам.
Статья опубликована в журнале Лечащий Врач