Особенности инвестирования в медицину

Емельяненко Елена Борисовна
Директор компании SYNOPSIS
+7(495)774-59-11
www.medresearch.ru
Сегодня, когда в России сложился значительный частный капитал, стало хорошим тоном говорить об инвестициях в новые технологии и инновации. Как правило, речь заходит о компьютерных и сетевых технологиях, системах связи и товарах, рассчитанных на широкого потребителя. Проекты в этих сегментах наиболее востребованы рынком, инвесторы охотно выделяют на них средства, оправданно рассчитывая на скорую прибыль. Еще одно преимущество подобных вложений – развитая система консалтинга, обслуживающая авторов и инвесторов.
«А как же медицина?» — спросите вы.
Неужели нет изобретателей и новаторов в этой сфере?  Разумеется, инновационные проекты возникают и в этой области, но инвесторы не очень охотно идут на риск, связанный с их финансированием. Казалось бы, удачный проект в сфере медицины имеет колоссальный потенциал доходности, а его положительная социальная составляющая очевидна. Но, увы, инвесторов, которые способны оценить перспективность конкретного изобретения в этой отрасли крайне мало, потому что консультантов на рынке практически нет, а авторы проектов не всегда способны презентовать свои идеи с чисто коммерческой точки зрения.
Исторически сложилось, что авторы инновационных проектов в медицине – ученые – исследователи, изобретатели, врачи, но никак не бизнесмены (хотя и такие встречаются, но редко). В отличие от своих западных коллег, получающих базовое бизнес образование и ориентированных на рынок, российские изобретатели не всегда задумываются о практической стороне вопроса и при разработках руководствуются чисто научным интересом. Еще чаще они просто не умеют свои идеи «продать». Действительно, инвестору трудно понять язык медицинских терминов, и оценить важность открытия или технологии с научной точки зрения. Бизнесмен руководствуется иными критериями, нежели чем ученый-медик. И, не смотря на то, что цели изобретателя и спонсора не исключают друг друга, а иногда при ближайшем рассмотрении даже совпадают, разница понятий может помешать конструктивному диалогу между ними.
В настоящий момент инновационные медицинские технологии в России развиваются при участии немногочисленных инвесторов, компаний, импортирующих зарубежные инновационные разработки и, наконец, отечественных изобретателей.
Как уже говорилось выше, инвесторов немного и они действуют не без опаски. Но все же, интерес к медицине есть, его можно и нужно расширять. Частные компании-импортеры работают как представители иностранных предприятий, которые уже достаточно окрепли и могут позволить себе освоение новых рынков сбыта.  Безусловно, современная медицина немыслима без многих западных технологий, но по роду своей деятельности эти предприятия совершенно не интересуются разработками отечественных ученых и не занимаются инвестированием.  Изобретатели ищут спонсоров, и, к сожалению, далеко не всегда их находят. Нельзя отрицать ряда совершенно специфических трудностей, связанных с медицинскими инновациями. От первоначальной разработки до внедрения может пройти довольно много времени. Прежде чем технология или медицинское оборудование выйдет на рынок, должно быть проведено множество тестов и ряд клинических испытаний. При этом финансирование требуется на каждом этапе.
Вероятно, наилучшим решением может стать создание «венчурного» предприятия, однако эта практика еще не получила в России широкого распространения. Поддержка со стороны так называемых «бизнес-ангелов», которые приходят на помощь творческим людям, тоже пока скорее исключение, чем правило. «Бизнес-ангелы» — это оптимальный тип инвесторов для изобретателей-одиночек и малого бизнеса. Этим словосочетанием, заимствованным из английского, называют людей, готовых вложить средства в идеи и таланты просто потому что «понравилось», зачастую не спрашивая подробного бизнес-плана. «Ангелы» — частные лица, и спонсорство такого рода редко выходит за рамки одного миллиона долларов. Тем не менее, зачастую это именно тот шанс, который нужен новому начинанию. Так, один из «профессиональных российских ангелов», Юрий Ткаченко, создал капитал на торговле медтехникой, а в 2004 году вложил 300 тысяч долларов в никому тогда неизвестную компанию «Доктор Берест», специализирующуюся на производстве лечебно профилактических товаров из бересты. Сегодня компания стоит порядка 3,5 миллионов долларов и продолжает успешно развиваться.
Итак, основная сложность в продвижении медицинских инноваций заключается в том, чтобы заинтересовать инвесторов в изобретениях. Для этого, с одной стороны, необходимо повысить престиж вложений в здравоохранение вообще, и в инновации в частности. С другой, важно ликвидировать «деловую безграмотность» наших изобретателей и научить их представлять свои разработки потенциальным инвесторам с экономической точки зрения.  Кроме того, пока не достаточно четко налажена коммуникация между носителями идей и капитала.
В консалтинговые компании нередко обращаются изобретатели с целью найти спонсора, и очень трудно бывает убедить автора в том, что без должного оформления его проект может остаться на бумаге. Идеи необходимо облечь в сроки и цифры, перевести на язык, понятный потенциальному партнеру. Иными словами, подготовить инвестиционный анализ и технико-экономическое обоснование, составить бизнес-план как минимум на 12 лет, рассчитать сроки окупаемости и прибыльности проекта.
Большинство российских консалтинговых компаний, связанных с инвестиционными деньгами – это крупные многопрофильные фирмы, не имеющие узкой специализации, поэтому не все они способны грамотно подготовить проектную документацию в такой специфической области как медицина.
В заключение, хотелось бы отметить что, отраслевой консалтинг существует и развивается, появляются компании, специализирующиеся на консультировании в области медицинских инноваций и будем надеяться, что в скором времени внедрение инноваций в области медицины увеличится.

Tags: ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…