Конфликтная беременность

журнал «Женское здоровье» #11 (2005г)
Консультирует заведующая акушерским отделением патологии беременных Ленинградской областной клинической больницы Галина Михайловна Ханталина.
– Оказывается, по новым представлениям специалистов, резус-конфликт может развиться у тех женщин, которых врачи не зачисляют в группу риска. Как это можно объяснить?
– Раньше думали, что резус-конфликт развивается только в строго определенных случаях – когда резус-отрицательная мать вынашивает резус-положительный плод. Обязательным условием для развития патологии была предшествующая беременность. Она могла закончиться как угодно – успешными родами, самопроизвольным выкидышем, искусственным прерыванием. Главное, чтобы эта беременность была.  Именно в ходе вынашивания первого ребенка в организме матери появлялись антитела. И эти антитела, сохранившись, атаковали второго ребенка. Поэтому для резус-отрицательной женщины первая беременность всегда считалась самой безопасной. А последующие беременности несли в себе потенциальную угрозу конфликта. Сейчас же он стал появляться в совершенно непредвиденных ситуациях.  – И какие же это ситуации?
– Например, первая беременность у резус-отрицательной женщины.  Казалось бы, в ее организме не должно быть агрессивных антител. А они есть. Стали разбираться, в чем дело. Оказалось, что многие проблемы связаны с вакцинами, которые применялись несколько десятилетий назад. В основе этих препаратов была донорская кровь.  Старые технологии не позволяли очистить ее до конца, поэтому в препарате могли присутствовать клетки крови, в частности эритроциты.  Их вместе с вакциной вводили девочке. Разумеется, в ее организме сразу же начиналась выработка антител к чужим эритроцитам.  Причиной резус-конфликта являются именно эти антитела. Они сохраняются до детородного возраста и проявляют себя уже во время первой беременности.
– Это единственная нестандартная ситуация, когда можно ждать резус-конфликта?
– К сожалению, нет. В группе риска также находятся женщины, которым в детстве переливали кровь. Несколько десятилетий назад врачи знали о крови очень мало. Считалось, что совместимость должна быть только по группе крови и резус-фактору. На самом деле кровь нужно подбирать не только по этим показателям. Раньше такого не делали. В результате в организм девочки попадали чужеродные эритроциты, которые вызывали выработку антител.
Многообразие показателей крови приводит даже к тому, что конфликтная беременность встречается в совсем уж невообразимой ситуации – когда и отец, и мать резус-отрицательны. В этом случае плод тоже будет резус-отрицательным. И тем не менее конфликт может быть.  – Неужели нельзя предусмотреть развитие резус-конфликта?  — Не только можно, но и нужно. Сейчас в Министерстве здравоохранения разрабатывается программа, с помощью которой можно будет выявлять любые конфликтные ситуации. Это станет реальным благодаря специальному исследованию. С его помощью выявляются не только антитела к резус-фактору, но и к другим структурам крови. По ним тоже может быть конфликт. Поэтому данный анализ нужно делать всем без исключения. А уж о резус-отрицательных женщинах и говорить не приходится. Они должны обследоваться не в обязательном, а сверхобязательном порядке. Так делают в некоторых европейских странах, например в Англии. Именно поэтому там очень низок процент конфликтных беременностей.
У нас эта программа пока что не практикуется, по ней работают лишь некоторые медицинские центры. Если женщина планирует беременность, то она обязательно должна обратиться в такое учреждение. Там проведут анализ. Он покажет, есть ли в организме опасные антитела.  Самое главное – узнать это до беременности. Только в этом случае будущий ребенок будет максимально защищен.  – Каким образом? Что делают врачи, если обнаруживают в крови женщины эти антитела?
– Их удаляют с помощью плазмафереза. Так называется своеобразная очистка организма: из него выводится небольшое количество крови, которое замещается специальными растворами. Вместе с кровью женщина теряет и антитела, которые являются причиной проблем. Как правило, требуется не менее трех процедур. Если антител очень много, то плазмаферез проводится 5–7 раз, однако это редкость. Обычно антитела исчезают гораздо раньше.
– Исчезают все антитела или только их часть?  – Мы стремимся убрать все антитела. Если мы их убрали, то появиться им уже неоткуда. Вакцины сейчас отлично очищаются, поэтому навредить не сможет даже прививка. Так что женщине, прошедшей плазмаферез, можно беременеть. Причем здесь нет никаких рекомендуемых сроков.  Нельзя сказать, что ребенка лучше всего заводить сразу после очистки крови. Это можно сделать и через несколько лет. Ведь в организме уже нет антител.
– А они могут появиться снова?
– Да, могут – во время беременности. Поэтому женщина должна находиться под специальным наблюдением. В течение всей беременности ей придется сдавать анализы на антитела. Если они не появились, то все в порядке – ребенок имеет все шансы родиться доношенным и здоровеньким. В этом будущей маме помогут и врачи. Сейчас разработана схема введения специального иммуноглобулина, который препятствует развитию резус-конфликта. Этот препарат вводится на 28-й неделе беременности. Следующую инъекцию делают в течение 72 часов после рождения ребенка.
Вторая инъекция – это своеобразный задел на будущее, который просто необходим. Ведь в процессе родов в организм матери могут проникнуть чужеродные эритроциты плода. И это опять-таки спровоцирует выработку антител. Для родившегося ребенка они уже не имеют никакого значения.  Опасности подвергается следующая беременность и следующий ребенок.  Поэтому врачи проявляют дальновидность и вводят иммуноглобулин сразу после родов. Это останавливает выработку антител, которые могут привести к конфликту в будущем.
– А бывает так, что женщине сделали плазмаферез, она забеременела, и при этом определяются антитела? Что делать в этом случае?  – Да, конечно, такая ситуация встречается. Мы очищаем кровь, и женщина беременеет. Потом она приходит на контрольный анализ, который показывает наличие новых антител. Ничего удивительного в этом нет, потому что резус-положительный плод может настроить против себя иммунную систему матери. Она ответит выработкой новых защитных антител, которые будут атаковать ребенка.  Такая ситуация требует пристального наблюдения врачей. Будущей маме придется сдавать кровь раз в две недели – это позволит специалисту следить за увеличением количества антител. Чаще проводится УЗИ для того, чтобы тщательно контролировать внутриутробное развитие плода.  Однако иммуноглобулин женщине не вводится – он не помогает, если антитела уже есть. Назначаются витамины и другие лекарства, которые необходимы для того, чтобы нормализовать течение беременности.  – Если вероятна выработка новых антител, то зачем убирать старые?  Зачем проводить плазмаферез, если беременность все равно даст толчок к развитию конфликта?
– Одно дело – беременеть, когда антитела уже есть. В этом случае риск конфликта велик, практически неминуем.  Совсем другое дело – вступать в беременность, сделав все необходимое, в частности плазмаферез. После него выработки новых антител может и не быть. А если конфликт все-таки возникнет, то его течение будет замедленным и не слишком агрессивным.
Карина ФРОЛОВА

Tags: , , , , , , ,

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…