Еуджения Тоньотти
История презерватива от льняного мешочка в XVI веке до недавних осторожных шагов Церкви в сторону признания этого приспособления Этический вопрос в настоящее время обсуждается Папским советом по пастырскому попечению о здоровье. Но даже самые осторожные шаги в направлении отмены запрета на использование презервативов в семьях, где один из супругов болен СПИДом, уже могут стать поворотом в позиции Ватикана.
Теперь все ждут, что скажет по этому поводу Папа Бенедикт XVI. Если он одобрит использование предохранительного средства хотя бы в некоторых случаях для защиты жизни, это станет настоящим событием в истории этого индивидуального профилактического средства, появившегося в XVI веке во время эпидемии сифилиса. Презерватив изобрел итальянский анатом Габриэле Фалоппио: льняной мешочек в форме желудя, пропитанный солями и травяными настоями. В те времена доминирующей практикой против ?французской болезни? было нанесение на гениталии масла и животного жира. В основе практики лежала идея о том, что болезнь проникает сквозь поры: таким образом, их следовало закрыть маслом или жиром. Случалось, иронизировал в XIX веке специалист по лечению сифилиса, что ?джентльмены того времени ходили на любовные свидания с золотой или серебряной коробочкой, наполненной свиным или каким-то другим животным жиром?.
Если о контрацептивных средствах, которые использовались в древности, до нас дошло не очень много информации, то о презервативах сведений предостаточно. Презервативы появились в продаже в 1712 году в Утрехте, во время конференции, посвященной подписанию договора о завершении войны за испанское наследство. В связи с присутствием на конференции чиновников и дипломатов, которых окружали ?галантные дамы?, возникла идея производства средств интимной гигиены из пленок и перепонок животного происхождения. Использование таких гигиенических средств в контрацептивных целях в шикарных борделях и ?адюльтерных альковах? привело к тому, что презерватив стал символом незаконной сексуальности, окруженный ореолом греховности. Презервативы использовали маркиз де Сад, Казанова, Джеймс Босуэлл (английский писатель XVIII века. Прим. ред.). Дурная слава этого профилактического средства привела к возникновению эвфемизмов:
?английский редингот?, ?французский секрет?. Термин ?презерватив? появился впервые в рекламе, посвященной его гигиеническим и профилактическим свойствам: ?Фабрика надежных презервативов. Возможен экспорт?.
В Венеции распространение презервативов, ?предметов из белой кожи, наподобие перчаток с тесемками?, было запрещено из опасения, что нечестные люди будут их распространять среди девушек, защищая их от беременности и склоняя таким образом к проституции. Презервативы в то время применяли нечасто: многие считали, что это ?паутина против опасности и броня от удовольствия?. Кроме того, они были дорогими, поскольку их производство было очень трудоемким. До открытия процесса вулканизации резины в 1840 году презерватив изготовлялся из слепой кишки овцы. Врачи в те времена не считали, что презерватив способен защитить от болезни, однако это профилактическое средство внушало ложную уверенность ?потребителям? секса за деньги. Джин Аструк, один из известных людей того времени, сетовал на то, что некоторые ?развратники используют маленькие мешочки, сделанные из тонкой пленки?. Великий Якоб фон Пленк писал, что существовала иллюзия, что ?использование колпачка в форме ножен? предохраняет от заражения венерической болезнью.
Позднее с появлением других материалов (латекса) и более совершенных производственных процессов презерватив стал более надежным. Но это средство никогда не пропагандировалось как профилактическое от венерических заболеваний. В ходе Первой мировой войны опасения распространения среди солдат запрещенных сексуальных отношений привели к тому, что предпочтение отдавалось специальным антивенерическим наборам, в состав которых входила знаменитая мазь. Греховное приспособление было запрещено упоминать даже в энциклопедиях и словарях: до 1972 года слово ?презерватив? отсутствовало даже в монументальном The Oxford English Dictionary.