Эпштейна-Барр

Вирус Эпштейна-Барр

Первичная инфекция, вызванная вирусом Эпштейна—Барр, может отмечаться в детском, подростковом или взрослом возрасте; примерно 50% детей переболевают до 5 лет, у большинства из них инфекция протекает субклинически. У взрослых и подростков, в зависимости от различных факторов, она может протекать как субклинически, так и в виде явного клинического синдрома (инфекционный мононуклеоз, синдром хронической усталости). С вирусом Эпштейна—Барр связаны некоторые В-клеточные новообразования. В 90% случаев инфекция протекает бессимптомно. Большинство людей к началу взрослого возраста уже инфицированы. После первичного инфицирования вирус Эпштейна—Барр остается в организме пожизненно. 15-25% здоровых ВЭБ-позитивных взрослых выделяют вирус из ротоглотки.
Передача вируса может осуществляться при переливании препаратов крови, но наиболее часто она происходит при непосредственных контактах слизистой рта (поцелуях) между неинфицированными и ВЭБ-позитивными лицами. Инкубационный период составляет 30-50 дней. Основной клинической формой инфекции является инфекционный мононуклеоз. При хроническом течении инфекции может развиться так называемый синдром хронической усталости.
В типичных случаях инфекционного мононуклеоза отмечается следующая тетрада признаков: утомляемость, повышение температуры, фарингит и лимфаденопатия; при этом у больных могут отмечаться как все перечисленные симптомы, так и только некоторые из них. Обычно в течение нескольких дней больные ощущают недомогание, затем повышается температура, появляется фарингит и аденопатия. Фарингит может протекать тяжело, с выраженной болезненностью, экссудативными явлениями, напоминая стрептококковый фарингит. Может вовлекаться любая группа лимфоузлов; поражение, как правило, симметрично; часто выражена аденопатия передних и задних шейных лимфоузлов. Иногда единственным клиническим проявлением заболевания может стать увеличение одного лимфоузла или одной их группы. Пик лихорадки обычно приходится на вторую половину дня или начало вечера, температура поднимается приблизительно до 39,5 °С, но может достигать и 40,5оС. Слабость обычно максимально выражена в первые 2-3 нед. заболевания. Часто отмечается увеличение селезенки и печени. Несколько реже отмечаются пятнисто-папулезные высыпания, желтуха, периорбитальный отек, энантема на нёбе. У большинства больных бывает умеренный лейкоцитоз, обычно в сочетании с более выраженным абсолютным и относительным лимфоцитозом, обусловленным появлением морфологически атипичных лимфоцитов (мононуклеаров). Атипичные лимфоциты могут составлять до 80% общего числа лейкоцитов, но могут и отсутствовать. Обычно инфекционный мононуклеоз проходит самостоятельно. Длительность заболевания различна; острая фаза, как правило, длится около 2 нед. «Хронизация» симптомов отмечается у 1—2% больных.
Для синдрома хронической усталости характерны постоянная усталость и снижение работоспособности у ранее здоровых людей при отсутствии явных заболеваний или других причин, которые могут вызвать такое состояние. При этом могут отмечаться субфебрильная температура, хронический фарингит, увеличение лимфатических узлов, мышечные и суставные боли, нарушения сна, ухудшение памяти, депрессия, быстрое изменение массы тела, нарушение функции желудочно-кишечного тракта, снижение аппетита, аритмии, дизурия, симптомы аллергии и повышенной чувствительности к лекарственным препаратам, инсоляции, алкоголю. Такое состояние продолжается до полугода и более и имеет тенденцию к утяжелению.
В диагностике инфекции, вызванной вирусом Эпштейна—Барр, большое значение имеет определение антител к антигенам ВЭБ. Антитела к ранним антигенам начинают определяться с того момента, когда у больных появляются симптомы первичной ВЭБ-инфекции. Титр антител к ранним антигенам (IgG EA) коррелирует с тяжестью заболевания и является наиболее надежным индикатором инфекции. В последнее время для диагностики ВЭБ-инфекции начал применяться метод ПЦР. Определение антител позволяет осуществлять дифференциальную диагностику с другими заболеваниями, сопровождающимися фарингитом, лимфаденопатией, лихорадкой, вызванными стрептококками, цитомегаловирусом, токсоплазмами, вирусом краснухи и др.
Лечение в основном носит поддерживающий характер. В качестве симптоматических средств лучше использовать препараты ацетаминофена, а не аспирин. В тяжелых случаях эффективно применение кортикостероидов. Сообщается об эффективном применении противовирусных препаратов и иммуномодуляторов при лечении инфекционного мононуклеоза и синдрома хронической усталости. В лечении последнего используют также психотропные средства, витамины и др.

 

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…