Скрытая кровь

Обзор: положительные результаты скринингового исследования кала на скрытую кровь позволяют выявлять рак ободочной и прямой кишки на ранних стадиях и снизить смертность
Translated, with permission of the American College of Physicians, from «Review: Positive test results identify early colorectal cancer and save lives». ACP J Club 1997;127:73. Abstract of: Ransohoff D.F., Lang C.A. Clinical guideline: part II. Screening for colorectal cancer with the faecal occult blood test: A background paper. Ann Intern Med 1997;126:811—22, and from: American College of Physicians. Clinical Guideline: part I. Suggested technique for fecal occult blood testing and interpretation in colorectal cancer screening. American College of Physicians. Ann Intern Med 1997;126:808—10, and from the accompanying Commentary by R.A.Gluckman.

Цель

Дать рекомендации по интерпретации результатов скринингового исследования кала на скрытую кровь, проводимого для выявления колоректального рака, и по дальнейшему ведению больных с положительными результатами теста.

Источники информации

База данных MEDLINE (1984—1996 гг.) — поиск по ключевым словам: скрытая кровь в кале, скрининговые исследования для выявления колоректального рака; библиографические списки в статьях по соответствующей тематике.

Отбор исследований

Исследования, в которых изучались особенности колоректального рака, позволяющие использовать для его скрининговой диагностики исследование кала на скрытую кровь, оценивались обоснованность и клиническое значение результатов скрининга, его экономическая целесообразность.

Выбор данных

Характеристики больных, особенности и характеристики различных тестов и процедур, смертность, результаты повторного скрининга, дальнейшая оценка положительных результатов исследования, затраты.

Основные результаты

Результаты 3 исследований показали, что исследование кала на скрытую кровь (Hemoccult/Hemoccult II) снижает смертность от колоректального рака; снижение относительного риска (СОР) в этих исследованиях составило 33, 18 и 15% соотв. СОР, равное 33%, означает, что для предотвращения 1 случая смерти необходимо в течение 13 лет обследовать примерно 300 человек. При дальнейшем обследовании больных с положительными результатами скрининга вероятность обнаружения колоректального рака на ранних стадиях составляла 3—14%, колоректального рака любой стадии — 5—18%, рака на ранней стадии или аденомы больших размеров — 20—40%. Частота получения ложноположительных результатов варьировала от 2 до 4%, если образцы кала не подвергали регидратации, и от 8 до 16% в случае их регидратации. Гуаяковую пробу (Hemoccult II и Hemoccult SENSA) можно выполнять в амбулаторных условиях. Для проведения иммунохимических анализов, включая HemeSelect, требуется лабораторное оборудование. Для теста Hemoccult II забирали по 2 образца кала после трех последовательных опорожнений кишечника; результаты считали положительными, если хотя бы в одном из образцов обнаруживали кровь. Характеристики тестов представлены в таблице.

Выводы

Дальнейшее обследование больных с положительными результатами скринингового исследования кала на скрытую кровь позволяет выявлять рак ободочной и прямой кишки на ранних стадиях и снижает смертность.
Характеристики и стоимость различных методов исследования кала на скрытую кровь

Источник финансирования: American College of Physicians Clinical Efficacy Assessment Program.

Адрес для корреспонденции: Dr. D.F. Ransohoff, CB#7105, University of North Carolina at Chapel Hill, Chapel Hill, NC 27599-7105, USA. FAX 919-966-2274.

Комментарий
В работе D.F. Ransohoff и C.A.Lang, как и в рекомендациях Американской коллегии врачей, дано несколько практических советов по использованию различных методов определения скрытой крови в кале при скрининговых обследованиях, цель которых — снижение смертности при раке ободочной и прямой кишки. Вполне оправданна рекомендация соблюдать диету и ограничить прием лекарственных препаратов, но не переоценивать значение этих мер. При положительных результатах скрининга необходимо проводить не повторное исследование кала, а полное обследование толстого кишечника, поскольку при этом в 30% случаев у больного обнаруживают аденоматозный полип больших размеров или рак. Авторы верно отмечают, что часто применяемое в клинической практике исследование образцов кала, получаемых во время ректального исследования, не следует расценивать как часть скрининга, так как данных, позволяющих правильно интерпретировать положительные результаты этого метода, явно недостаточно.
Рекомендация авторов избегать регидратации образцов кала спорна. Ежегодный скрининг и регидратация образцов кала могут повысить эффективность исследования кала на скрытую кровь и снизить смертность от колоректального рака в большей степени (на 33%, а не на 15—18%). Основной недостаток регидратации — повышение числа ложноположительных результатов в 4 раза. Недавно проведенный анализ эффективности затрат показал, что удельные затраты на 1 год жизни, сохраненной благодаря использованию тестов на скрытую кровь, составляли менее 20 000 долларов США (расчет проводили исходя из допущений, что все образцы кала подвергались регидратации и что скрининговое обследование прошли все включенные в него) [1]. Учитывая явную экономическую целесообразность исследования кала на скрытую кровь с регидратацией полученных образцов, трудно рекомендовать менее эффективный подход.
В качестве методов скринингового обследования для диагностики колоректального рака могут применяться: исследование кала на скрытую кровь, фибросигмоскопию, их сочетание, а также периодическая или однократная колоноскопия. Эффективность и экономическая целесообразность применения этих методов во многом зависят от согласия больного на обследование [2], от доступности и стоимости данных процедур. В настоящее время предпринимаются попытки снизить стоимость скрининговой колоноскопии, и со временем она может стать наиболее экономически целесообразным методом обследования [3].

Robert A. Gluckman

Providence-St. Vincent Hospital

Portland, Oregon, USA

Литература

1. Winawer S.J., Fletcher R.H., Miller L. Gastroenterology 1997;112:594—642. 2. Lieberman D.A. Gastroenterology 1995;109:1781 —90. 3. Bhattacharya I., Sack E.M. Lancet 1992;347:1744 —5.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…