ГГТП (Гамма-глутамилтранспептидаза)

4. Клиническое значение глутамилтранспептидазы
Гамма-глутамилтранспептидаза (ГГТП) является ферментом, катализирующим перенос глутамильного остатка с гамма-глутамилпептидов на аминокислоты или пептиды с образованием новых гамма-глутамилпептидов.
Самая высокая активность ГГТП отмечена в почках, где она локализована преимущественно в щетковидной каемке извитых канальцев почек,.
Если активность ГГПТ в почках принять за 100%,то в поджелудочной железе она составляет 68,3%,в печени-3,9% и селезенке-1,5%. Кроме сыворотке, фермент может быть обнаружен в моче и желчи. Не смотря на высокую активность ГГТП в почках, нефропатия не дает повышение ГГТП. Принято считать, что ГТТП сыворотки имеет печеночное происхождение. ГГТП является преимущественно мембрано-связанным ферментом. В печени наибольшая активность ГГПТ отмечаете в мембране эпителиальных клеток дистальных желчных ходов, в меньше степени в каникулярной мембране гепатоцитов. На периферии печеночной дольке концентрация ГГТП выше. ГГТП экскретируется преимущественно  с желчью и небольшое количество через почки.
Существует две причины повышения активности ГГТП в сыворотке крови:
1. синтез де-ново.
2.повреждения клеточных мембран эпителиоцитов дистальных желчных ходов или в меньшей степени гепатоцитов.
Увеличивающийся синтез де-нево является результатом индукции энзимной системы биотрансформации  чужеродными субстанциями (например, лекарствами или алкоголем). А основной причиной повреждения клеточных является холестаз, при котором в качестве повреждающих агентов выступают желчные кислоты.
Однако необходимо отметить, что причиной увеличения синтеза де-ново может быть также клеточная регенерация, которая как правил  сопровождается повышением активности фетальной фракции ГГТП. Так, например повышение активности ГГТП сыворотки крови может наблюдаться во время фазы реконвалесценции после острого вирусного гепатита, даже если активность других ферментов уже снизилась до нормальных величин. Таким образом, повышение активности ГГТП в сыворотке крови является не только отражением гепатобиллиарного повреждения, но и индикатором стадии регенерации.
Повышение активности ГГТП  ассоциированное с диффузным повреждение печени по данным ультразвуковой диагностики является, как правило результатом медикаментозно-токсического или алкоголь­но-токсического повреждения печени. Медикаментозное повреждение печени наиболее вероятно, если одновременно наблюдается повышение трансаминазной активности или если уровень ГТТП увеличен более чем в 5 раз. При небольшом повышении ГГГП или изолированном повышении речь идет, как правило о повышении ГТТП за счет индукции систем биотрансформации алкоголем. Алкогольноиндуцированый подъем ГГТП наблюдается только после длительного регулярного злоупотребления алкоголя и исчезает только после строго воздержания в течение нескольких месяцев. Но необходимо отметить, что повышение активности ГГТП не является специфическим признаком алкогольного повреждения печени. У 20-30 % пациентов с алкогольным повреждением печени наблюдается нормальный уровень ГГТП. Более того,  у 6% населения отмечается повышение уровня ГГТП в сыворотке крови без имеющихся на то причин, патологического характера.
Повышение уровня ГГТП может также наблюдаться при неалкогольном стеатогепатите, частой причиной последнего является ожирение, сахарный диабет, метаболический синдром .
Постоянно увеличивающийся уровень ГГТП является дифференциально диагностическим признаком позволяющим проводить границу между циррозом печени и гепатоцеллюлярной карциноме развивающейся, но фоне цирроза.Снижение уровня ГГТП до субнормальных величин может наблюдаться при чрезмерном употреблении кофе.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…