Альфа-амилаза

Анализ крови при заболеваниях поджелудочной железы
В диагностике острых панкреатитов наиболее популярным тестом на протяжении уже более чем 50 лет остается определение активности альфа-амилазы в крови и моче.
При остром панкреатите активность альфа-амилазы крови и мочи увеличивается в 10-30 раз. Гиперамилаземия наступает в начале заболевания (уже через 4-6 ч), достигает максимума через 12-24 ч, затем быстро снижается и приходит к норме на 2-6-й день. Обычно гиперамилазурия длится дольше, чем увеличение активности фермента в сыворотке. Уровень сывороточной альфа-амилазы с тяжестью панкреатита не коррелирует. Более точную информацию получают при исследовании активности амилазы в суточном объеме мочи.
Активность альфа-амилазы является важным показателем, но не специфическим для острого панкреатита.
Кроме поджелудочной железы, источником амилазы могут быть слюнные железы, легкие, слизистая оболочка кишечника. К заболеваниям, приводящим к повышению активности амилазы в крови, могут относиться заворот кишечника, перфорация пептической язвы, холецистит и аппендицит. Показано, что только у пациентов с острой болью в животе повышение амилазы обусловлено патологией поджелудочной железы.
Для повышения информативности рекомендуется определение активности амилазы крови и мочи сочетать с определением активности липазы сыворотки крови, являющейся наиболее специфичным критерием, и с параллельным определением концентрации креатинина в моче и сыворотке крови.
В норме показатель амилазо-креатининового клиренса колеблется от 1 до 4 %. Увеличение его более чем на 6 % предполагает наличие панкреатита, так как при панкреатите повышается уровень истинно панкреатической альфа-амилазы слюны, и ее клиренс осуществляется на 80 % быстрее клиренса альфа-амилазы.
Последние исследования показали, что чувствительность диагностики панкреатита по липазе выше, чем по альфа-амилазе. Так, у больных с подтвержденным панкреатитом и с нормальным уровйем альфа-амилазы в 68 % случаев липаза была повышена.
Очень важно одновременно определять оба фермента. Наилучшим диагностическим показателем при остром панкреатите являются 5-10-кратное повышение активности липазы, гиперамилаземия и повышение клиренса амилаза/креатинин. Одновременное определение в сыворотке альфа-амилазы и липазы позволяет со специфичностью до 98 % диагностировать поражение поджелудочной железы.
Своеобразным диагностическим тестом в лабораторной диагностике острого панкреатита является определение активности эластазы в сыворотке крови и кале. Данный показатель остается
значимым на протяжении нескольких дней даже после единичного приступа острого панкреатита.
Лабораторные данные могут играть важную роль как в распознавании острого панкреатита, так и в установлении его формы, тяжести течения и прогноза заболевания.
При хронических панкреатитах вне обострения активность сывороточных панкреатических ферментов остается нормальной, а иногда даже сниженной.
При обострении хронического панкреатита наблюдается усиленное поступление в кровь панкреатических ферментов, так называемое уклонение ферментов, которое обусловлено нарушением целостности паренхимы железы и застоем секрета в том или ином участке системы панкреатических протоков. При выраженном фиброзе поджелудочной железы, особенно прифиброзно-склеротическом хроническом панкреатите, уровень ферментов в сыворотке крови может быть нормальным у большей части больных даже в период обострения.
Активность сывороточной амилазы начинает повышаться через 2-12 ч после обострения и достигает максимума к концу суток с последующим снижением активности и нормализацией в течение недели. Повышение активности сывороточной амилазы в 2-3 раза в сочетании с увеличением уровня липазы и трипсина является достоверным лабораторным тестом хронического панкреатита.
Поджелудочная железа является единственным источником образования трипсина, и определение его активности может дать ценную информацию об экзокринной функции органа. Наряду с исследованием активности трипсина изучают и содержание в крови его ингибитора, а также отношение ингибитор/трипсин. Высокочувствительным и специфичным тестом, свидетельствующим об обострении хронического панкреатита, является повышение уровня сывороточного трипсина и уменьшение концентрации ингибитора трипсина. Особенно это характерно для интерстициально-отечных форм хронического панкреатита, а также при панкреатитах, сочетающихся с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки или дуоденитом.
Особое диагностическое значение при патологии поджелудочной железы имеет определение активности липазы в крови. Клинические наблюдения свидетельствуют о повышении активности липазы в крови при обострении хронического панкреатита, особенно при панкреатитах холангиогенной природы. В период ремиссии хронического панкреатита активность амилазы в крови находится в пределах нормы.
При обострении хронического панкреатита у ряда больных наблюдаются гипербилирубинемия, увеличение в сыворотке крови активности щелочной фосфатазы и ГГТФ вследствие развития частичной или полной непроходимости желчных путей, связанной с наличием препятствия в области большого дуоденального сосочка (стеноз, камень, папиллит), реактивного гепатита или со сдавлением дистального отдела общего желчного протока воспаленной и уплотненной головной поджелудочной железы.
Для изучения внешнесекреторной функции поджелудочной железы в клинической практике проводится исследование активности панкреатических ферментов в крови и моче до и после применения стимуляторов секреции поджелудочной железы — так называемая проба на уклонение ферментов в кровь после внутривенного введения секретина и холецистокинина.
Активность панкреатических ферментов в норме после стимуляции поджелудочной железы возрастает не более чем в 2 раза и через 2 ч возвращается к исходному уровню.
При патологии поджелудочной железы активность ферментов ‘ повышается более чем в 2 раза и через 2 ч к исходному уровню не возвращается.
Дополнительно можно использовать прозериновый тест. Проводится исследование активности амилазы в моче до и через 2 ч после подкожного введения 1 мл 0,05%-ного раствора прозерина. Положительный тест на уклонение ферментов в кровь и мочу свидетельствует о вовлечении в патологический процесс поджелудочной железы и служит показанием для более детального обследования пациента.
В кале определяют активность химотрипсина и эластазы. Эти тесты применяются при снижении экзокринной функции поджелудочной железы, а также для дифференциальной диагностики синдрома мальабсорбции. Определение активности химотрипсина в кале может быть рекомендовано в качестве поискового теста.
При хроническом панкреатите у половины — трети больных выявляются расстройства углеводного обмена. У половины этих пациентов они проявляются признаками сахарного диабета. В основе развития данных нарушений лежит поражение всех клеток островкового аппарата поджелудочной железы, в результате чего возникает дефицит не только инсулина, но и глюкагона. Инсулярная недостаточность выявляется по повышению количества глюкозы в крови.
peд. Ю.Eлиceeвa

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…