ИКСИ и пороки развития

ИКСИ: существует ли риск возрастания частоты врожденных пороков развития?ИКСИ: существует ли риск возрастания частоты врожденных пороков развития?
(Обзор литературы)
П.А. Гоголевский
Проблемы репродукции, N6-1998, с.9-13
В обзоре представлены наиболее интересные с научной точки зрения моменты, касающиеся опубликованных результатов ИКСИ (интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида), так и отношения к ним специалистов во всем мире, работающих в области ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии) человека.
Ключевые слова:
ИКСИ, ЭКО, пороки развития, умственное, психомоторное развитие. Прошло немногим более 6 лет с тех пор, как родился первый ребенок, полученный с помощью ИКСИ. За это время ИКСИ стало предпочтительным, а в некоторых случаях и единственным методом при лечении различных форм мужского бесплодия. Уже в 1995 году было проведено более 50 000 ИКСИ циклов, приведших к рождению нескольких тысяч детей во всем мире. Однако с самого начала введения ИКСИ в практику ВРТ стоял вопрос о его возможном негативном влиянии на здоровье потомства вследствие более инвазивной природы данного метода и необходимости использовать сперматозоиды . В нескольких работах было показано, что частота врожденных пороков развития (ВПР) после проведения ИКСИ не отличалась от таковой в естественной популяции (обзор Проблемы Репродукции (ПР) 1997.1). Недавно в медицинском журнале Lancet были опубликованы две статьи J. Bowen (Австралия) и M. Bonduelle (Бельгия) [1, 2], где приведены результаты масштабного исследования, касающегося общего развития детей, рожденных после применения ИКСИ в возрасте один и два года. Появление этих статей вызвало незамедлительную реакцию со стороны медицинской общественности по каналам Internet. Jennifer R. Bowen и соавт. [2] проанализировал результаты медицинского обследования и общего развития группы ИКСИ детей в возрасте одного года и провел сравнение с аналогичными результатами, полученными для ЭКО и ЕЗ (родившихся вследствие естественного зачатия) детей. Необходимость проведения данного эксперимента Bowen объяснил следующими причинами.
1. Процедура ИКСИ включает оплодотворение с помощью инъекции единичным сперматозоидом в ооцит, при этом часто сперматозоиды имеют сниженную подвижность и морфологию. Эти дефекты могут отражать скрытые аномалии в сперматозоидах, следовательно, использование таких сперматозоидов может привести к повышению частоты аномалий у детей, рожденных после ИКСИ.
2. У мужчин, страдающих тяжелыми формами олигозооспермии и азооспермией, наблюдается увеличение частоты хромосомных аномалий, включая делеции различных участков Y-хромосомы и анормальный кариотип, которые могут передаваться их детям [3, 8, обзор ПР 1998.2].
3. Из-за отбора единичных сперматозоидов для инъекций технология ИКСИ как бы обходит обычный процесс естественной селекции, которая имеет место при естественном зачатии или при выполнении классического ЭКО, тем самым повышая шансы оплодотворения анормальными сперматозоидами.
4. При выполнении ИКСИ происходит физическое разрушение клеточной мембраны ооцита и введение экзогенного материала в цитоплазму ооцита вместе со сперматозоидами. При этом до конца не ясно, имеет ли физическое разрушение мембраны вредное влияние на ооцит или на развивающийся эмбрион.
Все это, по мнению автора, могло бы привести к увеличению как врожденных пороков при рождении, так и к появлению различных отклонений в умственном и физическом развитии у детей, родившихся после ИКСИ на протяжении всей их жизни. В группу для исследования были отобраны ИКСИ дети, родившиеся в течение 25 месяцев (с мая 1993 по июнь 1995 года). Показанием для проведения ИКСИ было наличие тройного дефекта спермы (концентрация сперматозоидов менее 10 млн. на мл, подвижность сперматозоидов менее чем 35%, нормальная морфология менее 20% сперматозоидов). Многие из супружеских пар имели предшествующие неудачные попытки лечения бесплодия с помощью классического ЭКО. После проведения 771 ИКСИ циклов было выполнено 643 ПЭ (383 свежеполученными, 260 замороженно-оттаянными). Получено 108 беременностей (70 вследствие переноса свежеполученных эмбрионов, 38 — замороженно-оттаянных). 26 беременностей были прерваны на ранних сроках. Родилось 82 ребенка: 72 — рожденные по одному и 10 двоен, все они были включены в ИКСИ группу. В ЭКО группу были включены дети, родившиеся между сентябрем 1992 и 1995 годами. 30% беременностей было получено в результате переноса замороженно-оттаянных эмбрионов. Всего родилось 86 детей: 60 — родилось по одному, 13 — двоен. В группу ЕЗ были подобраны дети, чьи матери были старше 27 лет и находились на момент подбора групп на 28-30 неделе беременности.
При рождении дети были обследованы педиатрами и информация, касающаяся их здоровья и неонатального статуса, была занесена в специальные карты. Согласно Bonduelle [1], основные пороки развития классифицировались как пороки, которые в основном вызывают функциональные нарушения или требуют хирургического вмешательства. Оценка развития была сделана для всех детей в возрасте 1 года по шкале Bayley (второе издание (BSID-II)). BSID-II состоит из двух шкал. Шкала умственного развития включает параметры, которые оценивают память, способность решать проблемы, способность к освоению речи. Двигательная шкала контролирует рост, а также развитие мускулатуры. Показатели, полученные при обследовании детей по этим параметрам, были использованы для вычисления индекса умственного развития (ИУР) и индекса психомоторного развития (ИПР). Среднее значение для ИПР и ИУР составляет 100 (SD 15). Показатели по шкалам классифицировались следующим образом: 115 и более — ускоренное развитие, 85- 114 — нормальное развитие, 70-84 — слабое отставание в развитии, 69 и меньше — значительное отставание в развитии.
В данное исследование было вовлечено 92 ИКСИ, 86 ЭКО и 82 ЕЗ детей. Соотношение детей, полученных после переноса замороженно-оттаянных эмбрионов, было сходным (39% ИКСИ, 31% ЭКО). Дополнительно были подобраны ЕЗ двойни, при этом их соотношение в трех группах составило 22% ИКСИ, 29% ЭКО, 25% ЕЗ. 8 (4%) из 198 детей, рожденных по одному и 28 (44%) из 64 двоен родилось преждевременно. Средний вес при рождении для детей, родившихcя по одному, составил 3,38 кг, для двоен — 2,74 кг. Не выявлено различий в наступлении преждевременных родов, среднего возраста при рождении (пренатальный возраст) и между другими неонатальными параметрами в данных трех группах.
25 (28%) ИКСИ детям в неонатальный период требовалась госпитализация для специального ухода или интенсивной терапии, что незначительно отличалось для ЭКО и ЕЗ детей (22% и 23%, соответственно), причем половина причин для госпитализации была вызвана преждевременными родами.
Через 1 год после рождения все дети были повторно обследованы. Так, не было выявлено значительных различий в частоте появления врожденных пороков развития среди групп: ИКСИ — 4,5%, ЭКО — 3,6%, ЕЗ — 5%. Среди ИКСИ детей были установлены следующие пороки развития: тяжелые врожденные заболевания сердца, односторонняя стойкая деформация стопы, требующая хирургического вмешательства, везико-уротеральный рефлюкс 5 степени, обструкция лоханочно-мочеточникого сегмента. У ЭКО детей — тяжелые врожденные заболевания сердца и краниостеноз, двое детей с гипоспадией. У ЕЗ детей — односторонняя деформация стопы, двое детей с лямбоидным краниостенозом, требующим хирургического вмешательства. Не выявлено значительных различий между группами в весе, длине, окружности головы.
Однако в возрасте одного года ИКСИ дети имели более низкий средний показатель индекса умственного развития по сравнению с ЭКО и ЕЗ детьми: ИКСИ — 95,9 (интервал 64-123), ЭКО — 101,8 (82-122), ЕЗ — 102,5 (82-118; p

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…