Виды ожирения

Стромально-сосудистые дистрофии Лекция курса патологической анатомии профессора В.Г. Шлопова Стромально-сосудистые жировые дистрофии (липидозы) Стромально-сосудистые жировые дистрофии возникают при нарушениях обмена лабильного жира (нейтральных жиров) или холестерина и его эфиров.
Нарушения обмена нейтральных жиров
Нейтральные жиры — это лабильные жиры, обеспечивающие энергетические запасы организма. В свободном состоянии они локализуются в жировых клетках жировых депо: подкожной, забрюшинной клетчатки и клетчатки средостения, брыжейки, сальника, эпикарда, костного мозга. Жировая ткань выполняет не только обменную, но и опорную, механическую функцию, поэтому она способна замещать атрофирующиеся ткани. Нарушение обмена нейтральных жиров проявляется в увеличении их запасов в жировой ткани. Оно может быть общим и местным. Ожирение, или тучность, — увеличение количества нейтральных жиров в жировых депо. Оно носит общий характер и выражается в избыточном отложении жиров в подкожной клетчатке, сальнике, брыжейке кишечника, средостении, эпикарде.
Различают :
— первичное (идиопатическое) ожирение;
— вторичное ожирение.
Причина первичного (идиопатического) ожирения неизвестна.
Виды вторичного ожирения:
— алиментарное (несбалансированное питание и гиподинамия);
— церебральное (при опухолях мозга, особенно гипоталамуса,
некоторых нейротропных инфекциях);
— эндокринное (синдром Иценко-Кушинга, адипозо-генитальная
дистрофия, гипотиреоз, гипогонадизм);
— наследственное (болезнь Гирке).
По внешним проявлениям различают универсальный симметричный тип ожирения, который делят на три подтипа:
— верхний,
— средний,
— нижний.
Верхний тип характеризуется накоплением жира преимущественно в области подкожной клетчатки лица, затылка, шеи, верхнего плечевого пояса, молочных желез.
Средний тип сопровождается отложением жира в подкожной клетчатке живота в виде фартука.
При нижнем типе избыток жировой клетчатки наблюдается в области бедер и голеней.
По превышению массы тела больного выделяют четыре степени ожирения:
I степень ожирения — избыточная масса тела составляет до 30%;
II степень ожирения — избыточная масса тела составляет до 50%;
III степень ожирения — избыточная масса тела составляет до 99%;
IV степень ожирения — избыточная масса тела составляет от 100% и более.
По числу и размеру адипозоцитов выделяют два варианта:
— гипертрофический;
— гиперпластический.
При гипертрофическом варианте ожирения число адипозоцитов не изменяется, но жировые клетки многократно увеличены в объеме за счет избыточного содержания в них триглицеридов. Клиническое течение заболевания злокачественное.
При гиперпластическом варианте число адипозоцитов увеличено. Однако, метаболические изменения в них отсутствуют. Течение болезни доброкачественное.
При тучности большое клиническое значение имеет ожирение сердца. Жировая ткань разрастается под эпикардом и прорастает между мышечными пучками, сдавливая их и охватывая сердце в виде футляра. Это ведет к атрофии мышечных волокон. Обычно ожирение резко выражено в правой половине сердца, что приводит к замещению миокарда жировой тканью, в связи с чем может произойти разрыв сердца. Исход общего ожирения редко бывает благоприятным.
Значение. Общее ожирение определяет развитие тяжелых осложнений. Антиподом общего ожирения является истощение, в основе которого лежит общая атрофия.
Местное увеличение количества жировой клетчатки обозначается термином липоматоз. Примером липоматоза может служить болезнь Деркума (lipomatosis dolorosa). Она характеризуется появлением в подкожной клетчатке конечностей и туловища узловатых болезненных отложений жира, напоминающих по внешнему виду опухоль (липому). Причиной этого заболевания является полигландулярная эндокринопатия. Примером липоматоза может служить также вакатное ожирение (жировое замещение) ткани или органа при атрофии (жировое замещение почки или вилочковой железы при их атрофии).
Нарушения обмена холестерина и его эфиров
Нарушения обмена холестерина и его эфиров лежат в основе широко распространенного во всем мире заболевания — атеросклероза. При гиперхолестеринемии он проникает из крови в интиму сосудов. Помимо холестерина и его эфиров при этом заболевании в интиме артерий эластического и эластически-мышечного типа накапливаются и b-липопротеиды низкой плотности, и белки плазмы крови. Накапливающиеся вещества в дальнейшем распадаются и омыляются, действуя токсически они ведут к некрозу интимы. В интиме образуется жиробелковый детрит (athere — кашицеобразная масса), затем разрастается соединительная ткань (sclerosis — уплотнение) и формируется бляшка.
Стромально-сосудистые углеводные дистрофии
Стромально-сосудистые углеводные дистрофии могут быть связаны с нарушением баланса гликопротеидов и гликозаминогликанов. Стромально-сосудистую углеводную дистрофию, связанную с накоплением гликопротеидов, называют ослизнением тканей. В отличие от мукоидного набухания, при этом процессе происходит замещение коллагеновых волокон слизеподобной массой. Волокнистая соединительная ткань, строма органов, жировая ткань, хрящ становятся набухшими, полупрозрачными, слизеподобными, а клетки их имеют звездчатый вид.
Причина:
— дисфункция эндокринных желез (микседема при
недостаточности щитовидной железы)
— кахексия любого генеза.
Исход. Процесс может быть обратимым. Прогрессирование его приводит к колликвации и некрозу ткани с образованием полостей, заполненных слизью.
Значение определяется тяжестью процесса, его продолжительностью и характером ткани, подвергшейся дистрофии.
Содержание
В.Г.Шлопов/ЛСММ ДГМУ

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…