Врачи и юристы

Врачебная деятельность — одна из самых гуманных и почитаемых в обществе. Медицинский работник силой своего знания и умения призван предотвращать или облегчать страдания человека. Врачебная деятельность — одна из самых гуманных и почитаемых в обществе. Медицинский работник силой своего знания и умения призван предотвращать или облегчать страдания человека.
Тем печальнее, когда в результате незнания азов правового регулирования медицинской деятельности врач не может воспользоваться своими льготами и преимуществами, затрудняет или делает невозможной собственную работу, а иногда и наносит вред пациенту. Кроме того, влияние права на врачебную деятельность не исчерпывается и нормами о правах и обязанностях пациента и об ответственности врача. Появление частных медицинских клиник и кабинетов требует от их руководителей и врачей хорошего знания современных правовых реалий.
Специфика правового регулирования медицинской сферы состоит в первую очередь в том, что значительная доля правовых норм принята в качестве ведомственных актов сравнительно давно. Это приказы Министерства здравоохранения СССР, Министерства здравоохранения РСФСР, Минздрава Российской Федерации и даже приказы Наркомздрава СССР. Многие нормативные акты существенно и иногда безнадёжно устарели, однако не отменены и подлежат применению до сих пор в части, в которой они не противоречат действующему российскому законодательству.
Во-вторых, множество правовых норм, принадлежащих разным правовым отраслям, применяются и в медицинской сфере. Это нормы, касающиеся порядка образования медицинского предприятия, его лицензирования и аккредитации (гражданское и административное право), нормы, регулирующие налогообложение лечебных и фармацевтических предприятий (финансовое и налоговое право); нормы, определяющие специфику трудовых отношений врача с работодателем и льготы медицинским работникам (трудовое право и право социального обеспечения); гражданско-правовые нормы, регулирующие порядок заключения и исполнения договоров на оказание медицинских услуг; нормы страхового права; нормы, регулирующие понятие и пределы врачебной тайны и т. п.
Во множестве законов, подзаконных (в том числе ведомственных) актов и инструкций подчас нелегко сориентироваться, особенно людям, не связанным с правом профессионально.
Однако тезис «незнание закона не освобождает от ответственности» актуален всегда.
Общеизвестно, что легче предупредить и предотвратить проблему, чем её решать. Правовую проблему всегда лучше предотвращать и решать в содружестве с юристом.
К сожалению, в России медицинское право как отрасль находится на этапе становления. Специалистов, совмещающих юридические и медицинские знания, не так много, «универсальный» юрист не всегда в силах в полной мере учесть специфику «медицинского» спора (вчера участвовав в разбирательстве ДТП, сегодня — в споре о наследстве, завтра юрист возьмётся за представительство клинической больницы в споре о компенсации вреда вследствие врачебной ошибки — такой «калейдоскоп» разноплановых дел не позволит учёсть все особенности медицинских отношений и убедительно представить интересы лечебного учреждения).
Поэтому с целью минимизации юридических проблем и максимально безболезненного решения любых правовых вопросов оптимальным является привлечение к их решению профессионального «медицинского» адвоката, для которого решение юридических проблем врачей и медицинских организаций любых форм собственности, в том числе частнопрактикующих врачей, является основным и определяющим видом деятельности. Профессиональному «медицинскому» адвокату не нужно тратить время на изучение специфики вопроса, как «универсальному» юристу, ему знакомы особенности ведения и разрешения «медицинских» споров в судах, он знает, какие «подводные камни» и на каком этапе медицинской деятельности подстерегают его клиента, он является надёжным лоцманом в непростом российском законодательстве и правоприменении.
К сожалению, истоки многих юридических проблем медицинских учреждений, организаций, частнопрактикующих врачей кроются в восприятии услуг профессиональных юристов и, в частности, адвокатов, как услуг, требующихся исключительно в судебном споре. Такая точка зрения, к сожалению, сродни убеждению многих больных, что к врачу «всегда успеется». Всем известно, а врачам, как никому другому, что слишком часто такая позиция приводит к усугублению проблемы, которую иногда не удается решить даже усилиями многих профессионалов. Поэтому оптимальны именно так называемые превентивные, упреждающие и профилактические меры, иными словами — ведение грамотной правовой работы в медицинской организации в подавляющем большинстве случаев предупреждает появление юридических проблем и в абсолютном большинстве — облегчает из разрешение.
Открываемый настоящим обзором цикл статей призван осветить юридические аспекты врачебной деятельности, помочь врачам и руководителям медицинских учреждений и организаций сориентироваться в современном правовом пространстве.
В ближайших выпусках рубрики вы сможете узнать, какими правовыми нормами регулируется врачебная деятельность; что такое страховая медицина и каковы особенности обязательного и добровольного медицинского страхования в России; в чём специфика трудовых взаимоотношений медицинской организации и медицинского персонала и в чём отличия наёмного труда у частнопрактикующего врача; каковы социальные гарантии и льготы у врачей и иного медицинского персонала и как ими воспользоваться; какая ответственность и за какие нарушения в медицинской сфере предусмотрена действующим российским законодательством и как её можно избежать; что такое врачебная тайна и каковы её пределы и много другое.
Зиновьева О.В.
адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга,
начальник юридического отдела
Центра правового обеспечения медицинской деятельности «Группа ОНЕГИН»

Зиновьев Е.В.
кандидат медицинских наук,
руководитель экспертного отдела
Центра правового обеспечения медицинской деятельности «Группа ОНЕГИН»

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…