Патогенез бесплодия при наружном генитальном эндометриозе

В поисках возможных причин возникновения синдрома неовулировавшего фолликула мы провели исследования функционального состояния базофилов периферической крови у больных с наружным генитальным эндометриозом.
Н.И. Волков Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, Москва Проблемы репродукции, 2-1999, с.56-58 Предложена гипотеза патогенеза развития наружного генитального эндометриоза и бесплодия при этом заболевании.
Ключевые слова:
эндометриоз, бесплодие, патогенез.
Несмотря на многочисленные исследования, эндометриоз продолжает оставаться патологией, причины которой во многом не ясны [1]. Дальнейшее повышение эффективности лечения, разработка принципиально новых методов терапии сдерживается недостатком знаний о патогенезе как наружного генитального эндометриоза, так и бесплодия при этом заболевании. В последние годы появилось большое число исследований, посвященных изучению возможных патогенетических механизмов наружного генитального эндометриоза. Однако результаты исследований, хотя и свидетельствуют о функциональных нарушениях гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы, общего и местного иммунитета, а также органов-мишеней при эндометриозе, являются крайне противоречивыми и не позволяют выявить основные звенья в патогенезе этого заболевания.
При эндоскопическом обследовании 548 пациенток с наружным генитальным эндометриозом I-IV степени распространенности (классификация АОП, 1985) и бесплодием овуляторное отверстие (стигма) было обнаружено в желтом теле яичника лишь у 19,2% пациенток, тогда как в контрольной группе (больные с перитонеальной формой бесплодия) — у 91,3%. Эти данные свидетельствуют о том, что несмотря на регулярный менструальный цикл, истинная овуляция у женщин с бесплодием и наружным генитальным эндометриозом наблюдается не во всех менструальных циклах.
В поисках возможных причин возникновения синдрома неовулировавшего фолликула мы провели исследования функционального состояния базофилов периферической крови у больных с наружным генитальным эндометриозом.
В последнее время большое внимание исследователей привлекают особенности функционирования системы тучных клеток и базофилов. Интерес связан с тем, что эти клетки в значительных количествах накапливаются вокруг зрелого фолликула перед овуляцией. По всей видимости, высвобождение гистамина является одной из стадий процесса, приводящего к овуляции, а согласно современным представлениям, содержащийся в тучных клетках и базофилах гистамин играет важную роль в овуляции — процессе, который в течение длительного периода эволюции был основным в функционировании органов размножения самки.
При исследовании функционального состояния базофильных лейкоцитов периферической крови мы обнаружили, что в условиях in vitro при контакте с эндометриоидными антигенами показатель антигенспецифического высвобождения гистамина из базофилов, полученных у женщин с эндометриозом, всегда не ниже 12%, в то время как в контроле он не превышал 1,5%. В то же время исследование чувствительности базофилов периферической крови к факторам, вызывающим антигеннеспецифическую дегрануляцию (конкавалин А и стандартное воздействие температурного фактора 40њС), выявило существенное снижение до (8-12%) уровня дегрануляции у женщин с эндометриозом в сравнении с контролем (27-36%; p

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…