10 лет назад Голландия встретила меня приветливо. Было столько впечатлений, я постоянно сравнивала, и так хотелось поделиться этим новым опытом. С годами эмоции поутихли, новизна стерлась и, мне кажется, теперь я могу передавать реальность вполне объективно. Национальные особенности голландцев. Страсть к путешествиям. Дружба с итальянкой
РУБРИКА «ИНФОРМАЦИЯ ПО СТРАНАМ» В ЖЕНСКОМ ЖУРНАЛЕ «WWWoman» — http://newwoman.ru
МАРИНА G.R. (НИДЕРЛАНДЫ)
02 НОЯБРЯ 2005
О ГОЛЛАНДИИ — С ЛЮБОВЬЮ
ЧАСТЬ 1. Если все идут налево, я пойду направо
..
.
10 лет назад Голландия встретила меня приветливо. Было столько впечатлений, я постоянно сравнивала, и так хотелось поделиться этим новым опытом. С годами эмоции поутихли, новизна стерлась и, мне кажется, теперь я могу передавать реальность вполне объективно. Конечно, все это — через призму моего личного опыта, людей и событий, которые окружают меня.
Начальный период — когда мне казалось, что «мы» (русские) и «они»(голландцы) почти одинаковые — сменился периодом, когда мне думалось, что мы совсем разные. Теперь я понимаю, что личность мало зависит от национальности, но во многом от приобретенного жизненного опыта.
Я так интегрировалась, что уже трудно определить, кто я: по-прежнему русская или уже голландка? Я-то считаю, что русская, но мой голландский муж говорит, что совсем нет, что от русской уже остались только некоторые черты. «А вообще-то ты больше всего похожа на немку», — высказывается он. Слава богу, что мне удалось сохранить хотя бы эти остаточные «русские черты», а при чем тут «похожа на немку», совсем не знаю. Наверное, потому, что я часто вслух восхищаюсь немецкими коллегами (приятно с ними работать!) или немецким качеством, не знаю. Но писать, собственно, мне хочется о Голландии, так как я здесь живу.
Я не буду излагать здесь простые бытовые моменты, на которые обращает внимание каждый новичок. Через пару месяцев вы легко привыкаете ко многим вещам, еще через пару мeсяцев — они больше не кажутся вам необычными. Мне больше хочется писать об отличии характеров и привычек. Материала у меня неограниченное количество: интернациональная компания, где я работаю: мои коллеги со всего мира, все разные, каждый несет с собой опыт и традиции своей страны, и они так причудливо переплетаются с голландскими. Мои друзья-голландцы, знакомые из пары клубов, соседи… Образы действительны, истории правдивы, хотя иногда оставлю за собой право недосказать или изменить детали.
Марина G.R.
О Голландии — с любовью
1. Если все идут налево, я пойду направо.
Первое, что я для себя выяснила о голландском характере (кстати сказать, страна называется Нидерланды, а Голландия — лишь одна из провинций. Но почему-то все везде заменяют на Holland, и я с вами для удобства останусь) — это то, что для голландца принципиально важно отличаться от всех остальных. Если все идут налево и мне тоже нужно идти в левую сторону, я все-таки поверну направо, просто потому, чтобы не быть вместе со всеми, не быть как все. Это непременное условие голландской «свободы личности».
Кстати, о свободе. Теперь я понимаю свободу по-другому. Свобода — это наличие выбора. В любой ситуации. Есть у тебя из чего выбирать, значит ты свободен.
Голландцы во всем пытаются выражать собственную индивидуальность. Маленького ребенка не учат «манерам», не прививают семейные традиции; наоборот, считается, что именно личные качества даже маленького ребенка нужно уважать, стимулировать и не «воспитывать», а лишь направлять индивидуальное развитие ребенка. Подросток сам выбирает хобби, клубы по интересам. Здесь нет обязательного набора для “ребенка из приличной семьи”, как в России, — музыкальная школа, английский, танцы для девочек, престижные спортивные клубы для мальчиков. Нет, ребенок выбирает сам. Даже свое будущее образование подросток определит сам и будет, кстати, подрабатывать на свое обучение.
Взрослый голландец легко может противиться жизненным рутинным стандартам. Если у всех других программа-минимум включает: получить образование, найти хорошую работу, жениться, иметь детей, иметь определенные материальные блага и статус, то голландец легко поменяет все это на возможность путешествовать. Уволится с той самой «хорошей» работы и поедет в путешествие на год куда-нибудь в полмира, по пути останавливаясь — то здесь, то там, чтобы подработать и на заработанные деньги путешествовать дальше, пока они не кончатся в очередной раз.
Большинство других людей хотят иметь свой дом и материальную стабильность, а голландец может, например, выйдя на пенсию, продать все, что у него есть, купить большой удобный караван и вместе с женой, которой тоже будет за 60, начать путешествовать по всему миру, живя там, где есть кемпинги для караванов.
Большинство людей хотят достичь профессионального роста, иметь интересную, высокооплачиваемую работу, а голландец больше озабочен тем, сколько времени у него остается на личную жизнь. Это вам не Южная Корея или Япония, где люди добровольно остаются в офиcе до 22 вечера. (Почему? Потому что босс еще в офисе, значит и мне нужно еще работать!). Голландец, если он не является руководящим менеджером, уйдет с работы через точно положенные 8 часов. Психология такая: за 8 часов рабочего времени мне платят. Остальное время — мое личное. Почему я должен продавать свое личное время за бесплатно или почему моя почасовая оплата должна уменьшаться?! Производственная необходимость? Это проблема фирмы и моего шефа. Дополнительно хотят мое время? Ему есть цена. Такая вот рыночная экономика. Ну а если вы руководящий менеджер, директор и т.д., то все по-другому: знали, какой «пакет» вы принимали. Но, скажу я вам, как же они умеют изначально бороться за содержимое этого пакета!
Все другие женятся, а голландцам вполне удобно жить без официальной регистрации, а договор обычно заключают только тогда, когда вместе покупают дом и оформляют ипотечный кредит. Рождение ребенка не является поводом официальной регистрации, так же как разные фамилии папы и мамы нормальное и стандартное явление. Почему, собственно, должна быть одна фамилия?
Женятся, когда душе захотелось праздника. Прожили лет 10-15 вместе, заработали деньги на все, в том числе и на свадебные расходы, что ж, можно устроить праздник для друзей. О родных, впрочем, беспокоятся мало. Одна моя знакомая голландка, молодая девушка 27 лет, выходя замуж, долго раздумывала, приглашать свою маму или нет. Все-таки пригласила. Отношения с мамой у нее были никакие. Ни любви, ни ненависти, просто вообще никаких родственных эмоций. Мама пришла, и я весь вечер наблюдала, как этой женщине было «неуютно» на свадьбе дочери. Внимания на нее никто не обращал, никаких трогательных речей она не произносила, а ее подарок (сувенир музыкальная шкатулочка стоимостью максимум 5-10 евро) развернули, поблагодарили и поставили на полку рядом с другими такими же…
Не скажу, что такие отношения между детьми-родителями типичны, но встречаются довольно часто.
Но самое, пожалуй, главное — это не посягательство на личность. Делай все, что хочешь, если укладываешься в рамки приличия. Живи, как хочешь, но уважай свободу и независимость других. Поступай, как знаешь, имей какие хочешь убеждения, но не навязывай свой взгляды. И если тебя не просят о помощи, никому в голову не придет ее (помощь) навязывать. И советы не дают, если не просишь. Даже пословица такая есть, что в переводе звучит примерно так: «Непрошенная помощь редко приветствуется».
Каждый все старается делать сам. Мне казалось, что иногда было бы намного легче (или быстрее?) спросить кого-нибудь, кто уже знает. Например, как найти дорогу или какого маклера посоветуют вам друзья, которые месяц назад продали свой дом. Но нет! Возьмите карту и найдите свой маршрут; сделайте анализ всего доступного интернета и вокруг лежащих агентств, чтобы выбрать маклера. И все это не потому, что вам не хотят помочь, а потому, что у вас имеется ваше собственное мнение и никто не хочет вам навязывать свои взгляды. Ваша индивидуальность глубоко уважается. Каждый имеет право на собственный выбор, каждый идет своим путем. Стоит ли говорить, что и ответственность за принятые решения каждый несет сам? Общество дает вам шанс проявиться как личность и уважать себя за возможность принимать решения и поступать самостоятельно. А если по какой-то причине вы не сумели, не смогли и тогда попросили помощи, вам ее непременно окажут, в самом лучшем смысле этого слова.
Еще считается вежливым уважать чужое время. Если вы можете найти информацию самостоятельно, незачем отвлекать людей. Даже придя в новый офис на работу, не рассчитывайте, что с вами будут нянчиться и «передавать» вам дела, попутно обучая. Хорошо, если покажут intranet и в общих чертах обрисуют ваши обязанности. Иначе как же вы будете проявлять свою индивидуальность и ваш опыт «со стороны», за который вас, собственно, и взяли.
Моя сегодняшняя история именно об этом — о самостоятельности и уважении к чужому времени.
Моя первая подруга в Голландии была итальянка.
Мы интересно познакомились. Поздно вечером я возвращалась на поезде из
Амстердама. День был суматошный, и к концу у меня разболелась голова. Наблюдать и реагировать я в тот момент могла лишь относительно. Хотелось скорее приехать домой и попробовать как-нибудь избавиться от этой жуткой мигрени. Но взгляд все-таки нехотя перемещался с одного на другое, пока неожиданно не остановился на маленькой молодой женщине. Мне понравились ее волосы: модно окрашенные, ухоженные, красиво уложенные. Сразу подумалось:
«Она не голландка». Она тоже скучала, тоже посмотрела на меня и просто сказала: «Ты — не голландка, а?»
Мы быстро разговорились, и я узнала, что Роберта — итальянка, только вот два месяца назад приехавшая в Голландию, вышла замуж за голландца. Я тоже была «новенькой», соответственно интересы у нас были общие. Через 20 минут мы говорили, как родные и просто не могли оторваться друг от друга на пустом перроне. Если у вас был опыт общения с итальянцами, вы знаете, как быстро исчезают всякие условности, если вы друг другу понравились. Вас начинают считать другом, вводят в семью, позволяют войти в душу. Все это сопровождается бесконечными эмоциями, комплиментами и вот вы неразрывно связаны узами дружбы! Поскольку и мне это все свойственно, наше любование друг другом и возрастающая симпатия были взаимными. Мы обе не были обременены никакими обязанностями и, естественно, сразу же договорились встретиться на следующий день.
Я к тому времени уже знала, что люди обычно не приглашают новых знакомых в гости, а предпочитают пообщаться на нейтральной территории. Думаю (это мое личное мнение), что голландки не любят принимать гостей по причине того, что к гостям все-таки надо как-то готовиться. Проще пойти посидеть в кафе, тогда вы обе «развлечетесь».
На следующий день мы встретились с Робертой в центре города, и она сразу заявила, что мы пойдем к ней домой, ей хочется показать мне, как они устроились, как она обставила их новую квартирку. Я не возражала. Но была одна маленькая проблемка — Роберта не знала, как добраться из центра к ней домой. То есть, выйдя из дома, она просто села на проходящий автобус (все дороги ведут в Рим, как и все автобусы — на центральный вокзал в центр города *N). И теперь она совершенно не представляла, как ей вернуться назад.
Короткий диалог моей логики:
— А номер автобуса ты помнишь?
— Нет.
— А как называется твой район?
— Не знаю.
— Куда же мы пойдем?
— Ну, я помню примерно, в какую сторону!
Еще она помнила название улицы.
Еще то, что на автобусе она ехала минут 10-15. Из этого мы заключили,
что вполне сможем добраться до ее дома пешком.
По дороге мне пришло в голову зайти в булочную и спросить, где же находится эта улица. Мотивация: обычно продавцы в булочных или автозаправках всегда хорошо знают всех и всё в своем райончике.
Молодой мальчик мгновенно разложил перед нами карту города, показал, где находимся мы, и где нужная улица. Я поняла тогда, зачем учила в школе географию: чтобы найти дорогу и привести Роберту к ней домой!
Милая моя Роберта, я никогда не забуду твоего тепла и дружеской нежности! Женщина, построенная только на эмоциях, очень скоро я знала всю ее жизнь. Роберте было 28. Четыре дочери в семье. Ни одну из трех предыдущих родителям не удалось «как следует» (официально, с венчанием) выдать замуж, поэтому всю свою ответственность за всех четырех они сконцентрировали на судьбе Роберты. У Роберты было все (итальянский папа оплачивал): шикарная свадьба с венчанием, умопомрачительное свадебное платье, лимузин, фотограф, reception на 200 и ужин в замке на 40 приглашенных гостей, пребывание иногородних, включая голландских родственников в этом же замке на ночь, обязательные подарки гостям (да, да, вы правильно понимаете, Роберта и ее муж дарили подарки гостям. Это была кукла из папье-маше, специально созданная дизайнером для Роберты, в 40 копиях…)
Словом, вы имеете представление, во сколько все это обошлось итальянскому папе. Когда молодожены вернулись в Голландию, и встал вопрос о жилье (Роберта, естественно, не работала, ее муж — да, но думаю, будучи еще только начинающим молодым специалистом, он не зарабатывал слишком много) — голландская мама мужа, которая в то время жила у своего нового мужчины, и ее квартира была свободна, предложила им «пожить» в этой пустующей квартире. Голландская мама, естественно, предполагала, что сын и невестка будут платить ей полную арендную плату, как же иначе?
И началась для Роберты голландская действительность. Муж уходил на работу, Роберта скучала. Скучая, много звонила маме и друзьям в Италию, в результате чего мужу Роберты пришлось подрабатывать по вечерам, чтобы оплачивать ее телефонные переговоры. День Роберта проводила в наведении красоты (какaя истинная итальянская женщина не хочет быть красивой!), искренне недоумевая, ну почему так много каменных мостовых (трудно ходить на «шпильках») и куда же деть любимую норковую шубку (в Голландии нигде не увидишь женщин в изделиях из натурального меха). Роберта трепетно ждала любимого, чтобы пойти вечером «в люди», чтобы все могли посмотреть, какая красивая, сексуальная жена у этого голландского парня. А любимый почему-то приходил усталым, и если ему не нужно было вечером идти на вторую работу, то садился на диванчик и как-то быстро от усталости засыпал. Не помогали ни громкие скандалы, которые Роберта от души устраивала любимому (она знала, что соседи все слышат, ну и что?! Зато все уже знали, что в доме живет итальянская женщина(!), ни затворничество в спальне («Знаешь, я раскричусь, обижусь — и уйду в спальню. А через 10 минут все прошло — и я готова с ним помириться. Только он почему-то именно через эти 10 минут начинает приходить в состояние раздраженности и начинает злиться, и это уже на весь вечер…»).
Советов моя Роберта не спрашивала, а я не давала. Мне уже было известно правило невмешательства. Да и не приемлет Роберта советы. Оставалось только слушать.
В тот день, когда мы познакомились в поезде, Роберта «потерялась» в Амстердаме. Это выражалось в том, что Роберта не могла самостоятельно найти центральный железнодорожный вокзал, который находится в центре. Роберте, свободно владеющей английским, не пришло в голову спросить у кого-нибудь. Вместо этого она звонит своей голландской свекрови (которая в это время находится в городе *N, что в 1,5 часа езды по highway до Амстердама).
Роберта просит свекровь приехать в Амстердам, чтобы забрать ее, она тут стоит на какой-то улице около… чего-то такого вот… Со слезами в голосе Роберта рассказывала мне, что ее свекровь, мягко извинившись, сказала:
«Никак не могу, дорогая. У меня урок тенниса», — и повесила трубку. «Да если бы, — негодовала Роберта, — «мой муж потерялся в Италии и позвонил бы моим родственникам, да они бы на 5 автомобилях выехали его найти!!!»
Наша дружба была такой яркой и такой короткой! Мы вместе осваивали Голландию и постигали голландцев; вместе недоумевали, радовались, вместе находили решения наших маленьких проблем.
В первый же день она, в память о рассказе о ее свадьбе, подарила мне дюжину льняных полотенец с белой ручной вышивкой, которая была частью ее «приданого». А я, однажды вернувшись из России, привезла ей золотые сережки в единственном исполнении, сделанные специально для Роберты другом-ювелиром.
Однажды мне ненадолго пришлось уехать в Москву. Вернувшись, я не нашла Роберты. В квартире никто не жил. А мобильных телефонов тогда еще не было. Я оставляла Роберте свои адреса: и российский и голландский; но, видимо, милая Роберта, как всегда, не смогла меня найти.
В память о Роберте у меня осталось теплое отношение к итальянцам и двенадцать нежных кусочков тончайшего льняного полотна… Продолжение: ЧАСТЬ 2: КАЖДЫЙ — ПРОФЕССИОНАЛ В СВОЕМ ДЕЛЕ Марина G.R. (НИДЕРЛАНДЫ)
Опубликовано в женском журнале «WWWoman» — http://newwoman.ru 2 ноября 2005 года ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ МАРИНЫ:
Почему исчезает любовь и рушатся отношения?
О Голландии — с любовью
Помните, это не они нам, а мы им нужны
Я русскими мужчинами ни в коем случае не обижена. Ответ на письмо Алексея из США «Идея понятна и проста: лишь бы уехать из России, а там…»
Об осени, о любви, о радости жизни
Ответ на письмо Анны из Голландии: Мою «проблему», честно говоря, большой проблемой назвать нельзя Национальность не имеет значения, важно встретить «родного» по духу человека. Ответ на второе письмо Алексея из США «Идея понятна и проста: лишь бы уехать из России, а там…»