Нурофен в лечении первичной дисменореи

Дисменорея или болезненные менструации – одна из наиболее частых причин, по которой женщины пропускают работу или учебу. На многих государственных предприятиях до сих пор существует такое понятие, как «женский день», позволяющий женщине один раз в месяц пережить «критические дни» не на рабочем месте.
Дисменорея или болезненные менструации – одна из наиболее частых причин, по которой женщины пропускают работу или учебу. На многих государственных предприятиях до сих пор существует такое понятие, как «женский день», позволяющий женщине один раз в месяц пережить «критические дни» не на рабочем месте.
Дисменорея подразделяется на первичную и вторичную. Под первичной дисменореей понимают болезненные менструации при отсутствии патологических изменений со стороны половых органов. При вторичной дисменорее болезненные менструации обусловлены наличием гинекологических заболеваний, чаще всего к ним относятся эндометриоз, воспалительные заболевания половых органов, миома матки и другие. По данным различных авторов, частота встречаемости дисменореи колеблется в зависимости от возраста от 60 до 92%. Очевидно, что первичная дисменорея встречается преимущественно у подростков, в то время как вторичная характерна для более старшей возрастной группы. Первичная дисменорея обычно развивается через 6–12 месяцев после менархе, когда появляются первые овуляторные циклы. Симптомы дисменореи обычно возникают с началом менструации (редко за день до начала) и характеризуются схваткообразными, ноющими, дергающими, распирающими болями, которые могут иррадиировать в прямую кишку, придатки и мочевой пузырь. Помимо этого, может наблюдаться тошнота, рвота, головная боль, раздражительность, вздутие живота и другие вегетативные явления. Среди подростков пик встречаемости дисменореи приходится на 17–18 лет, то есть на время окончательного становления менструальной функции и формирования овуляторного менструального цикла. Эта закономерность, в частности, указывает на существенную роль овуляции в патогенезе первичной дисменореи.
Хотя до сих пор нет однозначных представлений об этиологии первичной дисменореи, тем не менее большинство исследователей сходятся на том, что ведущую роль в развитии этого заболевания играет дисбаланс простагландинов в матке.
Еще в 1978 г. было показано, что простагландин F2 альфа (ПГF2a) и простагландин Е2 (ПГЕ2) во время менструации накапливаются в эндометрии и вызывают симптомы дисменореи [1]. Простагландины F2a и ПГЕ2 синтезируются из арахидоновой кислоты через так называемый циклооксигеназный путь. Активность этого ферментного пути в эндометрии регулируется половыми гормонами, точнее, последовательной стимуляцией эндометрия вначале эстрогенами, а затем прогестероном. К моменту менструации в эндометрии отмечается большая концентрация простагландинов, которые вследствие лизиса клеток эндометрия высвобождаются наружу. Высвободившиеся из клеток простагландины воздействуют на миометрий, что приводит к чередованию констрикции и релаксации гладкомышечных клеток. Маточные сокращения, обусловленные простагландинами, могут продолжаться несколько минут, а развиваемое в матке давление – достигать 60 мм рт. ст. Длительные сокращения матки приводят к развитию ишемии и, как следствие, к накоплению продуктов анаэробного метаболизма, которые в свою очередь стимулируют С–тип болевых нейронов. Условно первичную дисменорею можно было бы назвать «маточной стенокардией».
Роль простагландинов в развитии первичной дисменореи подтверждается исследованием, в котором было выявлено, что концентрация простагландинов в эндометрии коррелирует с тяжестью симптомов, то есть чем выше концентрация ПГF2a и ПГЕ2 в эндометрии, тем тяжелее протекает дисменорея [2]. Множество факторов может модулировать эффект простагландинов на матку. К примеру, усиленные физические упражнения могут повышать тонус матки, возможно, за счет снижения маточного кровотока. Многие спортсменки отмечают, что интенсивные тренировки во время менструации значительно усиливают симптомы дисменореи. Помимо воздействия на матку, ПГF2a и ПГЕ2 могут вызывать бронхоконстрикцию, диарею и гипертензию, так, диарея особенно часто сопровождает первичную дисменорею. Для высокой продукции простагландинов в эндометрии необходимо последовательное воздействие на него вначале эстрогенов, а затем прогестерона. Очевидно, что женщины с ановуляторным менструальным циклом крайне редко страдают первичной дисменореей из–за отсутствия у них достаточной секреции прогестерона. В связи с этим наличие овуляции является одним из факторов, обусловливающих симптомы дисменореи. Наиболее распространенными препаратами для лечения первичной дисменореи являются оральные контрацептивы и нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП).
Назначение оральных контрацептивов в основном направлено на выключение овуляции, поскольку именно овуляторный менструальный цикл обеспечивает циклическую стимуляцию эндометрия, что способствует накоплению простагландинов, ответственных за развитие симптомов дисменореи. Такой метод лечения достаточно эффективен, однако при его выборе необходимо учитывать ряд факторов. Во–первых, большинство больных первичной дисменореей – подростки, для которых проблема сопутствующей проводимому лечению контрацепции не столь актуальна, а убежденность в неотвратимой прибавке лишнего веса «от гормонов» достаточно сильна. Во–вторых, не во всех случаях возможно назначение оральных контрацептивов, поскольку у них есть целый ряд противопоказаний. В–третьих, терапевтический эффект от назначения оральных контрацептивов развивается лишь через 2–3 месяца от начала их приема, что делает нерациональным их назначение в случаях особенно тяжелого течения заболевания. Таким образом, применение оральных контрацептивов для лечения первичной дисменореи оптимально в случаях, когда пациентке, помимо лечения, требуется надежная контрацепция, а также в случаях легкой и умеренной выраженности симптомов. Другим не менее эффективным подходом к лечению первичной дисменореи является назначение НПВП, в частности, препарата ибупрофен (Нурофен), наиболее широко применяемого в клинической практике во всем мире. Нурофен (ибупрофен) является производным фенилпропионовой кислоты. Нурофен угнетает синтез простагландинов, ингибируя активность циклооксигеназы. После приема внутрь ибупрофен, входящий в состав Нурофена, быстро абсорбируется из желудочно–кишечного тракта, максимальная концентрация его в плазме крови достигается через 1–2 часа. Ибупрофен метаболизируется в печени, выводится почками в неизмененном виде и в виде конъюгатов, период полувыведения составляет 2 часа. В отличие от других НПВП, при использовании Нурофена крайне редко наблюдаются побочные эффекты, которые проявляются в основном легкими расстройствами пищеварения. Для лечения первичной дисменореи Нурофен назначают сначала в дозе 400 мг, затем по 200–400 мг каждые 4 часа, максимальная суточная доза Нурофена составляет 1200 мг. Очевидно, что доза Нурофена должна подбираться в зависимости от выраженности симптомов заболевания. Вышеуказанная доза Нурофена может использоваться у детей старше 12 лет и у подростков при появлении первичной дисменореи после менархе.
В целом же применение НПВП для лечения первичной дисменореи имеет ряд преимуществ перед использованием оральных контрацептивов. В отличие от оральных контрацептивов, которые следует принимать несколько месяцев, НПВП назначают лишь на 2–3 дня в месяц, что с одной стороны удобнее, а с другой – экономически выгоднее. Кроме того, НПВП не только эффективно нивелируют отрицательное воздействие простагландинов на матку, но и устраняют другие симптомы дисменореи, такие как тошнота, рвота и диарея. Объективно говоря, именно высокая эффективность НПВП в отношении лечения не только основных, но и сопутствующих симптомов первичной дисменореи подтвердила гипотезу о роли простагландинов в патогенезе этого заболевания, в связи с чем становится очевидным – НПВП являются препаратами первой линии в лечении первичной дисменореи.
Литература:

1. Ylikorkala O, Dawood M.Y. New concept in dysmenorrhea. Am J Obstet
Gynecol 1978; 130:833
2. Chan W.Y., Dawood M.Y., Fuchs F. Relief of dysmenorrhea with the prostaglandin synthetase inhibitor ibuprofen: effect of prostaglandin levels in menstrual fluid. Am J Obstet Gynecol 1979; 135:102.

Профессор А.Л. Тихомиров, Д.М. Лубнин
МГМСУ им. Н.А. Семашко

Источник: Русский медицинский журнал.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…