Гипоталамус и передняя доля гипофиза

В передней доле гипофиза ацидофильные клетки секретируют гормон роста и пролактин и базофильные клетки выделяют адренокортикотропный гормон (АКТГ), тиреотропный гормон (ТТГ), фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), В передней доле гипофиза ацидофильные клетки секретируют гормон роста и пролактин и базофильные клетки выделяют адренокортикотропный гормон (АКТГ), тиреотропный гормон (ТТГ), фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), лютеинезирующий гормон (ЛГ), b-липотропин, b-эндорфин. Регулярная функция передней доли гипофиза осуществляется с помощью рилизинг- и ингибирующих гормонов, образующихся в гипоталамусе и транспортируемых по гипоталамо-гипофизарной портальной системе к передней доле гипофиза.
Тиреотропин-рилизинг гормон. Этот гипоталамический гормон обусловливает освобождение ТТГ и пролактина и используется для обследования больных при подозрении на гипопитуитаризм и пролактиному. Определение этого гормона в крови имеет наибольшее значение при подозрении на гипертиреоз.
Нормальное содержание ТТГ в плазме при измерении радиоиммунным методом варьирует в достаточно широких пределах, начиная от показателя, близкого к нулю. При гипертиреозе содержание ТТГ в крови может быть очень низким. Таким образом, определения концентрации ТТГ может быть недостаточно, чтобы выявить разницу между эутиреоидным и гипертиреоидным состоянием больного. В этом случае диагноз гипертиреоза может быть установлен на основании отсутствия увеличения в плазме ТТГ через 20 мин при внутривенном введении тиреотропин-рилизинг гормона в количестве 200 мкг. При эутиреоидном состоянии концентрации ТТГ всегда значительно увеличивается при введении тиреотропин-рилизинг гормона. Обычные эффекты при введении тиреотропин-рилизинг гормона в виде тошноты, приливов, головной боли могут продолжаться в течение нескольких секунд.
Гормон роста (соматотропный гормон). Этот гормон, секретируемый в передней доле гипофиза, имеет структурное сходство с пролактином и человеческим плацентарным лактогеном. Его главный эффект состоит в стимуляции синтеза белков и роста тканей. Влияние на кости и хрящи опосредуется циркулирующими полипептидами, известными под названием соматомедины. Гормон роста обладает также метаболическими эффектами, в целом противоположными действиям инсулина: в частности, он стимулирует печеночный гликогенолиз и глюконеогенез, а также липолиз жировой ткани.
Секреция гормона роста наиболее активна в начальный период сна. Она происходит также в период голодания и отдыха. Содержание гормона роста повышается при физическом напряжении, стрессе, гипогликемии и при введении некоторых аминокислот, особенно аргинина. Содержание его повышается через 2-3 ч после еды. Гипергликемия и большие дозы кортикостероидов подавляют секрецию гормона роста. Регуляция секреции гормона роста осуществляется гипоталамусом и, по-видимому, опосредуется нервными медиаторами, такими как норадреналин и допамин. Окончательный контроль освобождения гормона роста зависит от соотношения между рилизинг-фактором гормона роста и соматостатином. Период Т1/2 гормона роста составляет около 20 мин.
Избыточная секреция гормона роста у детей приводит к развитию гигантизма, а в зрелом возрасте — к акромегалии. Эта патология обычно обусловлена эозинофильной аденомой передней доли гипофиза. Диагноз подтверждается обнаружением высокого уровня в плазме гормона роста, который не снижается существенно во время стандартного теста на толерантность к глюкозе.
При избыточной продукции гормона роста проводится гипофизэктомия, облучение гипофиза или торможение секреции гормона роста агонистом допаминергических рецепторов бромкриптином. Заместительная терапия гормоном роста проводится только у детей. Человеческий гормон роста используется в специальных центрах, суточная доза его составляет 0,5-1,0 ЕД внутримышечно.
Пролактин. Этот гормон имеет значение для стимуляции лактации. Его выделение определяется ингибирующим воздействием гипоталамуса, из которого выделяется допамин. Период Т1/2 составляет около 20 мин. В крови наиболее высокий уровень пролактина определяется в первые часы и наиболее низкие показатели утром. Секреция пролактина усиливается при гипогликемии и воздействии транквилизаторов и уменьшается под влиянием допамина и его агонистов. Более высокий уровень в крови имеется при приеме оральных контрацептивов, во время беременности, при приеме эстрогенов.
При гиперсекреции пролактина у женщин клинически обнаруживаются олиго- или аменорея, галакторея и бесплодие, у мужчин — импотенция, а иногда галакторея. Гиперсекреция пролактина наблюдается у больных с опухолью гипофиза, но также при назначении некоторых лекарств, например, a-метилдопы, галоперидола, циметидина, ингибиторов моноаминоксидазы, метоклопамида, фенотиазинов. Иногда она встречается при гипотиреозе и акромегалии.
Бромкриптин (парлодел) является агонистом центральных допаминергических рецепторов и таким образом тормозит как физиологическую, так и патологическую гиперсекрецию пролактина и гормона роста при акромегалии.
Парлодел назначают при паркинсонизме, а также для подавления лактации в послеродовом периоде. В последнем случае его назначают в дозе 2,5 мг в первые сутки и 2,5 мг два раза в сутки в последующие 2 нед. При акромегалии парлодел значительно снижает содержание гормона роста в плазме с уменьшением симптоматики, исчезновением головной боли, толщины мягких тканей и т.д. Однако рентгенотерапия и хирургическое вмешательство дают чаще лучшие результаты, поэтому парлодел используют как дополнение к гипофизэктомии больным, у которых уровень гормона роста не нормализовался после операции. Парлодел способствует также уменьшению величины опухоли гипофиза и его назначают перед операцией больным с большим распространением опухоли, включая появление дефектных полей зрения, что делает более эффективным последующее вмешательство. При акромегалии назначают 5-15 мг препарата в сутки.
Галакторея, аменорея, бесплодие, связанные с гиперпролактинемией, успешно лечатся парлоделом (2,5-7,5 мг ежедневно). Лечение проводят при исключении опухоли гипофиза. Иногда эту опухоль на раннем этапе невозможно обнаружить, поэтому у таких больных требуется наблюдение и повторное обследование гипофиза. Импотенция у мужчин с гиперпролактинемией почти всегда сочетается с большой опухолью гипофиза, которую следует удалять оперативным путем.
Побочные эффекты парлодела (тошнота, рвота, запор, головокружение, гипертония) могут быть ослаблены, если начинать лечение с 1,25 мг или 1 табл на ночь. Повышают дозу препараты на 2,5 мг каждые 2-3 сут до достижения эффективной дозы. При паркинсонизме наблюдаются галлюцинации. При лечении больных гиперпролактинемией с применением бромкриптина возможно восстановление плодовитости у женщин и потенции у мужчин.
Тиреотропин — тиреотропный гормон (ТТГ). Этот гормон является гликопротеином, который секретируется клетками передней доли гипофиза. Он стимулирует две стадии синтеза тиреоидного гормона щитовидной железой. Период Т1/2 составляет около 60 мин.
Секреция ТТГ наиболее активна в середине ночи и наименее выражена рано утром. Происходящие под влиянием ТТГ понижения или повышение уровня тиреоидных гормонов в крови в течение суток приводят в силу обратной связи соответственно к повышению или понижению впоследствии секреции тиреотропин-рилизинг гормона и ТТГ.
При первичном гипотиреозе плазменный уровень ТТГ повышен. При гипертиреозе уровни ТТГ нормальны.
В отдельных случаях гипертиреоз может быть связан с избыточной секрецией ТТГ гипофизом обычно на фоне опухоли гипофиза. Уменьшение продукции ТТГ в связи с заболеванием гипоталамуса или гипофиза также весьма редко. В принципе возможно лечение вторичного гипотиреоза с помощью ТТГ; для этого создан препарат бычьего ТТГ — титропар, который, однако, обладает аллергизирующим свойством. В клинической практике используют тест со стимуляцией щитовидной железы путем введения ТТГ: поглощение радиойода щитовидной железой измеряется до и после внутримышечного введения 10 ЕД бычьего ТТГ. При первичном гипотиреозе первоначальное поглощение находится на низком уровне и не увеличивается при введении ТТГ, тогда как при вторичном гипотиреозе имеется значительное увеличение поглощения йода.
Кортикотропин — адренокортикотропный гормон (АКТГ) является полипептидом и секретируется клетками передней доли гипофиза. Он стимулирует рост клеток надпочечников и синтез кортизола. Секреция АКТГ и кортизола осуществляется в ответ на периодический выброс кортикотропин-рилизинг фактора. Частота и продолжительность эпизодов секреции наибольшая между 3 и 8 часами утра и наименьшая между 12 и 24 часами. В силу отрицательной обратной связи фармакологические дозы глюкокортикоидов оказывают подавляющее действие на секрецию АКТГ гипофизом и, соответственно, кортизола корой надпочечников. Различные виды стресса являются стимуляторами секреции АКТГ и кортизола.
Избыточная секреция АКТГ гипофизом наблюдается при его опухоли (болезнь Иценко-Кушинга), а также при различных негипофизарных опухолях, чаще всего при мелкоклеточном раке легких (эктопическая секреция АКТГ). Поэтому лечение этих заболеваний обычно начинают с операции или рентгенотерапии. В качестве дополнительных средств применяют препараты, влиящие на синтез кортизола (метирапон, аминоглютетимид или трилостан).
Снижение секреции АКТГ при гипопитуитаризме является показанием для заместительной терапии этим гормоном, хотя в клинической практике чаще используется кортизол.
Для заместительной терапии при гипосекреции АКТГ обычно применяется синактен-депо, который является синтетическим соединением, включающим 24 аминокислоты, и в отличие от естественного АКТГ практически не дает реакции гиперчувствительности. В комплексе с фосфатом цинка его всасывание замедляется и продолжительность стимуляции коры надпочечников достигает 48 ч. Обычная доза его составляет 1 мг внутримышечно 3 раза в нед.
Синактен или синактен-депо также используется для диагностики недостаточности коры надпочечников. При этом кортизол плазмы измеряется до и через 30 мин после внутримышечного введения 250 мкг синактена. Первоначальный уровень кортизола плазмы должен быть больше 140 нмоль/л (флюориметрический метод), через 30 мин он должен увеличиться более чем на 200 нмоль/л и составить более 500 нмоль/л. При нормальных значениях этих показателей болезнь Аддисона исключается. При аномальных показателях необходимо дифференцировать между первичной и вторичной недостаточностью коры надпочечников, для чего проводится дополнительный тест с синактеном. При этом кортизол плазмы измеряется до и через 5-8 ч после внутримышечного введения 1 мг синактена-депо в течение 3 последующих суток. Критерием диагноза болезни Аддисона является отсутствие повышения кортизола плазмы свыше 690 нмоль/л через 5-8 ч после третьей инъекции, обычно у больных вторичной надпочечниковой недостаточностью имеется небольшое повышение кортизола плазмы после первого введения синактена-депо, однако он повышается до нормального после второй и третьей доз. Если больному начата заместительная терапия по поводу болезни Аддисона, пролонгированный тест со стимуляцией АКТГ остается действенным для оценки функции коры надпочечников, так как синтетические стероидные препараты, такие как преднизолон, дексаметазон, не влияют на концентрации эндогенного кортизола.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…