Бесплодие и Ислам

Бездетность или бесплодие (равно как и рождение в семье ребенка и его последующее воспитание) есть испытание от Господа. Воспринять это испытание с кротостью и смирением, уповая на милость и благоволение Всевышнего, ведающего о том, что неподвластно человеческому разумению – удел людей богобоязненных и стойких в вере. Даже пророки и праведники не избежали подобных испытаний и искушений.
Основополагающим шариатским принципом является обеспечение разносторонних интересов человека, удовлетворение его потребностей и облегчение его жизни. Исходя из этого, исламское право направлено на обеспечение человеку гарантий сохранения пяти фундаментальных ценностей: (1) религии, (2) жизни, (3) разума, (4) чести, достоинства и продолжения рода, (5) собственности. Эти ориентиры определяют исламский подход и к решению проблемы бесплодия. Если в результате тщательного медицинского обследования будут выявлены устранимые путем лечения причины бесплодия, то, по мнению исламских богословов, необходимо и дозволено применение различных форм лечения этого недуга, не нарушающих первозданной, естественной природы человека. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лечитесь, рабы Аллаха! Господь создал недуги, – и лекарства от них. Лишь старость – недуг неизлечимый».В случае, если традиционные методы лечения бесплодия оказываются неэффективными и, с учетом возраста и индивидуальных особенностей супругов, имеются авторитетные медицинские показания о невозможности применения каких-либо иных методов, допустимо использование вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Применение метода (ЭКО) должно быть ограничено исключительно рамками семьи: для оплодотворения могут быть использованы только гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки) мужа и жены. Любое использование донорских гамет является запретным (харам), ибо противоречит исламским религиозно-этическим нормам и нарушает святость и целостность супружеских уз, допуская участие в семейно-брачных отношениях третьей стороны.
Использование ЭКО с участием донорских гамет, по мнению факихов, подпадает также под определение необычного, но все же прелюбодеяния: в обоих случаях происходит нарушение целостности супружеских уз (в организм женщины вводятся сперматозоиды мужчины, не являющегося ее законным супругом), нарушается родословная семьи, возникают затруднения при определении истинных отца и матери будущего ребенка.
Применение вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия порождает проблему статуса эмбриона человека. Самые жизнеспособные, с точки зрения врачей, человеческие эмбрионы из числа полученных в результате внетелесного оплодотворения вводятся в полость матки женщины, остальные эмбрионы подлежат уничтожению. Какова оценка данной проблемы с точки зрения шариата: можно ли расценивать уничтожение человеческих эмбрионов как посягательство на жизнь будущего человека?
Позиция мусульманских богословов по данному вопросу основывается на Священном Коране. Пророк Единого Бога Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), получивший знание от Пославшего его, сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же времени – в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет к нему ангела, который вдувает в него душу».
Таким образом, по истечении 120 дней с момента зачатия Господь ниспосылает ангела, который вдыхает душу в формирующегося младенца, и человеческий эмбрион обретает душу и жизнь. С этого времени статус эмбриона человека приобретает новое качественное состояние: возникшая человеческая душа делает его полностью сформировавшимся живым существом.
Все исламские богословы едины во мнении (иджма.) о том, что по истечении указанного срока уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением. Селекция и уничтожение избыточных, неиспользованных для оплодотворения эмбрионов до этого срока (что и предполагается в случае экстракорпорального оплодотворения) является допустимым, но при условии соблюдения следующих требований:
изначально необходимо оплодотворять, по возможности, минимальное количество яйцеклеток, чтобы число эмбрионов, вводимых в полость матки женщины, не было избыточным; если жизнеспособных эмбрионов оказалось избыточное количество, то лишние оставляются без медицинского внимания, с расчетом естественной остановки деления клеток, и без какого-либо дальнейшего использования; использование лишних эмбрионов в качестве донорских для лечения бесплодия других супружеских пар запрещается.
Что касается случаев многоплодной беременности женщин, когда, согласно медицинским показаниям, необходимо избавиться от одного или нескольких эмбрионов (например, носителей опасных наследственных заболеваний), то, по мнению исламских богословов, до истечения 120-дневного срока аборт допустим в случае крайней необходимости. Относительно аборта после истечения 120-дневного срока со времени зачатия все богословы едины во мнении (иджма.) о том, что это запрещено (харам) и квалифицируется как убийство. По единогласному мнению (иджма.) всех мусульманских богословов, прерывание беременности на любой ее фазе нежелательно. Однако, согласно шариатскому принципу «необходимость делает запретное разрешенным», в случаях крайней необходимости, например, когда возникает угроза жизни матери, есть обоснованные опасения относительно того, что будущий ребенок может унаследовать трудноизлечимые или неизлечимые болезни, прерывание беременности возможно. Применяя вспомогательные репродуктивные технологии для преодоления бесплодия, необходимо понимать, что стремление иметь ребенка любой ценой, истощение женского организма многочисленными медицинскими стимуляциями есть проявление человеческого эгоизма и чревато негативными последствиями для здоровья женщины. При этом важно учесть, что методы вспомогательных репродуктивных технологий разработаны современной медициной совсем недавно. Еще не определены отдаленные последствия их применения: не будут ли дети, родившиеся от бесплодных родителей в результате медицинского вмешательства, сами страдать бесплодием, ведь самые старшие из детей, рожденных с помощью этих технологий, только вступают в детородный возраст, никто из них еще не имел своих детей.
Автор заметки — имам Шамиль Рифатович Аляутдинов — выпускник Междунаpодной исламской академии и факультета исламского права университета «аль-Азхаp» (АРЕ). С 1997 года по настоящее время является проповедником Московской мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного управления мусульман Европейской части России.
Статья с сайта www.reprod.ru

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…