.Амоксиклав

Воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) у женщин представляют собой сложную и недостаточно изученную проблему, причиняющую серьезные медицинские, социальные и экономические потери во всем мире Воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) у женщин представляют собой сложную и недостаточно изученную проблему, причиняющую серьезные медицинские, социальные и экономические потери во всем мире [8]. В России пациентки с воспалительными заболеваниями составляют 60–65% среди амбулаторных и до 30% – среди стационарных гинекологических больных [4]. Исходом воспалительных заболеваний является не только эктопическая беременность, невынашивание беременности, внутриутробное инфицирование, но и полная потеря репродуктивной функции.
Даже последствия «банального» сальпингита остаются достаточно серьезными:
после однократного эпизода острого гнойного воспаления органов малого таза 40% пациенток в последующем становятся бесплодными [9]. По данным H. Buchan и М. Vessey [7], пациентки с диагнозом воспалительных заболеваний органов малого таза в 10 раз чаще, чем в популяции, страдают хроническим болевым синдромом, у них в 6 раз чаще диагностируется эндометриоз, их в 10 раз чаще оперируют по поводу внематочной беременности.
Несмотря на все достижения клинической фармакологии и оперативной гинекологии, лечение воспалительных заболеваний органов малого таза остается одной из самых актуальных проблем медицины. Современные подходы к консервативному лечению гинекологических заболеваний невозможно представить без антибактериальной терапии. В то же время проблема рациональной антибиотикотерапии гинекологических больных представляет серьезные трудности и остается одним из самых сложных вопросов практической гинекологии. Это связано с изменяющимся спектром возбудителей инфекционных заболеваний (наличием смешанной аэробной, анаэробной и атипичной микрофлоры), а также увеличением и распространением резистентности микроорганизмов (в частности, продуцирущих b-лактамазы), вызывающих инфекции в гинекологической практике. Если проблема антибиотикопрофилактики и антибиотикотерапии в условиях акушерско–гинекологического стационара достаточно хорошо освещена в отечественной и зарубежной литературе [1–3,5–6], то вопросы рациональной антибиотикотерапии в условиях поликлиники еще ждут своего разрешения. Поэтому целью проведения нашей программы явилась оценка эффективности использования амоксициллина/клавуланата 1000 мг (Амоксиклав® , Лек) ± рокситромицин (Рокситромицин Лек, Лек) при воспалительных заболеваниях органов малого таза у амбулаторных гинекологических больных.
Материалы и методы
В программу было включено 77 женщин в возрасте 18 и более лет с воспалительными заболеваниями органов малого таза: острым (8 пациенток), подострым (10 пациенток) или хроническим сальпингоофоритом в стадии обострения (59).
Все больные обратились в поликлинику с жалобами на боли внизу живота, изменение общего состояния (появление слабости, недомогания, дизурических расстройств), наличие патологических выделений из половых путей. Известно, что отбор пациенток с воспалительными заболеваниями органов малого таза для амбулаторного лечения представляет собой значительные трудности, связанные прежде всего с оценкой стадии (тяжести) воспаления. Поэтому к критериям исключения были отнесены наличие у пациенток воспалительных заболеваний, требующих госпитализации (гнойных воспалительных заболеваний, заболеваний, развившихся на фоне ношения ВМК, после родов, абортов, а также после любых внутриматочных вмешательств; послеоперационных инфекционных осложнений, а также патологии, нуждающейся в проведении дифференциального диагноза с острыми хирургическими заболеваниями). Из программы также были исключены пациентки с тяжелой экстрагенитальной патологией, а также больные, имеющие повышенную чувствительность к препаратам или их компонентам (амоксициллину, клавулановой кислоте, рокситромицину).
Пациентки получали терапию Амоксиклавом 1000 мг х2 раза в день (во время еды) в течение 7–10 дней. Амоксиклав 1000 мг представляет собой комбинацию 875 мг амоксициллина (аминопенициллина с широким спектром антибактериальной активности) и 125 мг клавулановой кислоты (необратимого ингибитора b-лактамаз). К показаниям к добавлению к терапии Рокситромицина Лек в дозе 300 мг в день в 1–2 приема per os относились: указание на инфицирование атипичными микроорганизмами (C. trachomatis) в анамнезе, инфицирование атипичными микроорганизмами на момент начала исследования, первоначальная неэффективность терапии.
Результаты
Средний возраст больных с воспалительными заболеваниями органов малого таза составил 28,9±7,8 лет.
Известно, что в гинекологии превалирует восходящий путь инфекции, поэтому у 37 наших пациенток (48,1%) имелся сопутствующий эндомиометрит. Все пациентки обследуемой группы имели регулярные половые контакты.
Множественные половые связи в анамнезе отмечались у 19 (24,7%) женщин. Заболевания, передающиеся половым путем, встречались у 41 (53,2%) пациенток. Большое количество половых партнеров и незащищенные половые контакты явились одной из основных предпосылок развития воспалительных заболеваний органов малого таза.
ВЗОМТ в анамнезе имелись у 49 (63,6%) женщин, хирургическое вмешательство в анамнезе отмечалось у 14 (18,2%).
Терапию различными видами антибиотиков ранее получали большинство – 60 (77,9%) пациенток.
Продолжительность заболевания до обращения к врачу в среднем составила 12,0±12,5 дней. Следует отметить, что у большинства больных со ВЗОМТ имелась субфебрильная температура (среднее значение температуры тела до начала терапии составило 37,2±0,5°C).
Основным клиническим симптомом у подавляющего большинства пациенток был болевой. Боль локализовалась преимущественно в нижней части живота у 71 (92,2%) пациентки.
При влагалищном исследовании у больных с воспалительными заболеваниями придатков матки наиболее часто определялись следующие симптомы:
болезненность при пальпации шейки матки – у 54 (70,1%) пациенток; болезненность или чувствительность придатков матки при исследовании – у 65 пациенток (84,4%).
Патологические выделения из влагалища имелись у 60 (77,9%) больных. При исследовании цервикального отделяемого до начала терапии 10 и более лейкоцитов в поле зрения в мазке по Граму определялись у 69 (89,6%) пациенток.
Анализ результатов клинического анализа крови у больных с ВЗОМТ показал, что среднее содержание лейкоцитов в периферической крови до начала терапии составило (8,3±2,5)х109 л. Среднее содержание палочкоядерных форм до начала терапии составило 4,8±3,3%.
Показателем, сохранившим свою информативность, явилась скорость оседания эритроцитов, среднее ее значение до начала терапии составило 14,7±6,9 мм/ч.
Таким образом, клиническая картина у всех обследованных пациенток соответствовала I стадии воспалительных заболеваний органов малого таза. Выраженность симптомов до начала терапии составила 2,9±0,6 балла (1 – расценивалось как отсутствие симптомов ВЗОМТ, 2 – как слабая выраженность этих симптомов, 3 – их умеренная выраженность, 4 – выраженные симптомы ВЗОМТ).
Средняя продолжительность терапии Амоксиклавом 1000 мг составила 9,8±1,4 дней. В 45 случаях (58,4%) к терапии был добавлен Рокситромицином Лек в дозе 300 мг в день в 1–2 приема per os. Cредняя продолжительность терапии Рокситромицином Лек составила 9,0±2,2 дней. В результате проведенного лечения симптомы ВЗОМТ (выраженность которых до начала терапии составила 2,9±0,6 балла) купировались. Выраженность их после лечения составила 1,1±0,4 балла (1 балл соответствует отсутствию симптомов ВЗОМТ).
Температура тела нормализовалась у всех пациенток, и ее значение по окончании терапии составило 36,6±0,2°C. В среднем для нормализации температуры тела потребовалось 3,2±2,2 дня. Среднее число дней до получения клинического эффекта составило 6,9±2,7. На фоне терапии нормализовались показатели крови: среднее число лейкоцитов по окончании терапии составило (6,0±1,6)х109 л, т.е. наблюдалось достоверное снижение по сравнению с исходными показателями (8,3±2,5х109 л). Положительные изменения претерпели и остальные исследуемые показатели: среднее содержание палочкоядерных форм нейтрофилов по окончании терапии составило 2,9±1,7% (до начала терапии – 4,8±3,3%). Среднее значение СОЭ по окончании терапии – 7,9±3,3 мм/ч (до начала терапии – 14,7±6,9 мм/ч). По окончании антибиотикотерапии при исследовании цервикального отделяемого 10 и более лейкоцитов в поле зрения в мазке по Граму определялись лишь у 6 (7,8%) пациенток [до лечения – у 69 (89,6%)]. Всем пациенткам проводилось ультразвуковое исследование до и после окончания лечения. По данным ультразвукового исследования эффективность проведенной терапии распределилась следующим образом: излечение – у 56 пациенток (72,7%), улучшение – у 21 пациентки (27,3%).
Клиническая эффективность терапии распределилась следующим образом:
излечение у 63 (81,8%) больных, улучшение – у 14 (18,2%).
Обсуждение
В ходе многих исследований показано [1–6,9], что этиология воспалительных заболеваний органов малого таза характеризуется смешанной флорой. Антибактериальная терапия является базовым лечебным мероприятием, направленным на купирование острых проявлений воспаления и подавление микробного возбудителя. Ее целесообразно начинать как можно раньше после манифестации заболевания.
Естественно, что выбор антибактериальных препаратов для лечения ВЗОМТ должен быть ориентирован на вероятных возбудителей инфекции, ее природу и тяжесть. Должен также учитываться характер резистентности микроорганизмов к антибактериальным препаратам.
В своей практике мы придерживаемся следующих принципов выбора препарата для антибактериальной терапии в поликлинических условиях:
Воздействие на основные патогены: препарат должен обладать широким спектром антибактериальной активности (применение антибиотиков узкого спектра действия целесообразно в редких случаях, подтвержденных адекватным микробиологическим исследованием). Роль трансмиссивных инфекций в развитии воспалительных заболеваний органов малого таза спорна и не до конца изучена. Микроорганизмы нередко выделяются в ассоциативной флоре вкупе с другими патогенами, и объективно судить об их истинной роли сложно. И если C. trachomatis в настоящее время считают безусловным патогеном, то отношение к менее патогенным микоплазмам, выделяемым в ассоциации с другими, гораздо более вирулентными микроорганизмами, неоднозначно (от признания их возбудителями воспалительного процесса до так называемого паразитизма) [2,3,6].
Мы считаем целесообразным проведение специфического лечения, направленного на подавление атипичных (внутриклеточных) возбудителей при их выявлении у пациенток с активным воспалительным процессом внутренних половых органов.
Необходима терапия средними разовыми и суточными дозами с соблюдением кратности введения, длительность терапии должна составлять не менее 7–10 суток.
Целесообразно применение препаратов в пероральной форме, желательно в виде монотерапии. В целях лучшего комплайенса предпочтительно использование препаратов с меньшей кратностью приема в сутки. Для эффективного лечения и исключения повторной контаминации необходимо исключение половой жизни (или строгое использование способов барьерной контрацепции) на период лечения, а также обязательное лечение партнера. Исходя из знаний клинической фармакологии и спектра микробных возбудителей, для лечения больных с воспалительными заболеваниями придатков матки как стационарно, так и в амбулаторных условиях в последние годы мы широко используем фиксированные комбинации пенициллинов с ингибиторами b-лактамаз, в частности, амоксициллин/клавулановую кислоту (Амоксиклав®, Лек). Преимущество данного препарата заключается в его высокой активности в отношении аэробных и анаэробных бактерий, в том числе продуцирующих b-лактамазы. В то же время по сравнению со многими другими препаратами этот препарат эффективен в отношении энтерококков – микроорганизмов, играющих важную роль в развитии воспалительных гинекологических заболеваний. В ходе программы была показана эффективность антибиотика при ВЗОМТ.
Таким образом, полученные результаты еще раз подтверждают, что при тщательном отборе пациенток со ВЗОМТ, а также при адекватно–широком спектре антибактериальной активности применяемого антибиотика возможно амбулаторное лечение пациенток под строгим клиническим, лабораторным и ультразвуковым контролем.
Литература:

1. Буянова С.Н., Щукина Н.А. Антибактериальная терапия в гинекологии.// Фарматека, 2002, № 2 [65], стр 68 – 72.
2. Краснопольский В.И., Буянова С.Н. Щукина Н.А. Гнойная гинекология (практическое руководство). – М.: «Медпресс», –2001. –282 с.
3. Никонов А.П., Асцатурова О.Р. Инфекции в акушерстве и гинекологии//Практическое руководство по диагностике и антимикробной терапии, М., 2003, изд– во «Боргес», 55 с.
4. Савельева Г.М., Антонова Л.В. Острые воспалительные заболевания внутренних половых органов женщин. – М.: Медицина, 1987, 160 с.
5. Яковлев С.В., Яковлев В.П. Краткий справочник по антимикробной химиотерапии, М., 2002, изд–во «Центр по биотехнологии, медицине и фармации», 127 с.
6. Dodson M.G. Antibiotic regimens for treating acute pelvic inflammatory disease. An evaluation. //J. Reprod. Med., 1994; 39(4): 285–96.
7. Buchan H. , Vessey M. , Goldacre M. , Fairweather J. Morbidity following pelvic inflammatory disease // Br. J. Obstet. Gynaecol. – 1993.
* Jun. – V. 100. – N 6.– P. 558–562.
8. Velebil P, Wingo PA, Xia Z, Wilcox LS, Peterson HB. Rate of hospitalization for gynecologic disorders among reproductive–age women in the United States. // J. Obstet. Gynecol. 1995, V. 86.– (5).– P. 764–769.
9. Wolner–Hanssen P, Kiviat NB, Holmes KK. Atypical pelvic inflammatory disease: subacute, chronic, or subclinical upper genital tract infection in women. In: Holmes KK, March P–A, Sparking PF, eds. Sexually Transmitted Diseases. 2nd ed. New York: McGraw–Hill, 1990. P. 614–620. Н.А. Щукина, С.Н. Буянова, О.К. Федорович, И.А. Аполихина, Л.А.
Колесникова, Т.А. Митюшкина, Е.О. Пескова
Московский областной НИИ акушерства и гинекологии
Центр акушерства, гинекологии и перинатологии, Москва
Кубанская государственная медицинская академия, Краснодар
Женская консультация № 6, Краснодар
НИИ детской гематологии, Москва
Источник: Русский Медицинский Журнал 2004

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…