Школы для беременных: кому они нужны?

Помню солнечное октябрьское утро, когда я впервые узнала, как выглядят две линии на полоске экспресс-теста на беременность. Я повторила эксперимент 7 раз — линий было 2! Положительный результат. Я беременна.Помню солнечное октябрьское утро, когда я впервые узнала, как выглядят две линии на полоске экспресс-теста на беременность. Я повторила эксперимент 7 раз — линий было 2! Положительный результат. Я беременна.
То, что происходит в следующие девять месяцев, более-менее представляют себе все женщины. В начале этого пути — визит к гинекологу, множество анализов и запретов. В конце — роддом. А посередине, как предполагается, нужно обучиться множеству вещей, связанных с беременностью, родами и уходом за ребенком. Способов просвещения много, и самый лучший из них, как утверждает реклама — это школы для беременных. Но верить на слово не хочется…
Подготовка к родам
Врачи в один голос утверждают, что подготовленные, осмысленно относящиеся к родам женщины рожают легче, чем те, кто подготовки не имел…

Идти или не идти?
Знакомство с феноменом «школы для беременных» я начала с опроса подруг. Первая из опрошенных, столь же сильно беременная однокурсница, с гордостью заявила, что уже сходила в две ближайшие к дому школы на ознакомительные занятия. А теперь собирается посещать лекции в одной и гимнастику в другой. И вообще они с мужем собираются приобрести полный пакет услуг, включая сопровождение беременности и родов, плюс контракт с роддомом, плюс страхование родов и может быть что-нибудь еще, если есть. Такой энтузиазм легко объяснить: муж подруги работает за рубежом, в Москве бывает не часто — и, понятное дело, старается окружить молодую жену вниманием и заботой всеми доступными способами.
Однако посещать занятия для нее оказалось куда сложнее, чем определиться с выбором. Уже к началу седьмого месяца стало тяжело ходить, сидеть и даже дышать. Несмотря на юный возраст и хорошее здоровье, выдержать трехчасовое занятие в школе для беременных оказалось очень трудно. О гимнастике вообще пришлось забыть. А занятия-то были оплачены вперед!
Другая подруга — значительно старше меня и всегда знает, чего хочет. Она обдумала и спланировала все заранее. Твердо решила рожать дома в воду с акушеркой, которую знает и которой доверяет. Полностью прослушала курс ее лекций, несмотря на то, что добираться до этой школы беременных приходилось больше часа. Плюс баня раз в неделю и мануальный терапевт по мере необходимости. Затем, уже в другой школе, программа поддержки — 3 раза в неделю гимнастика и 2 раза — водные занятия. Кроме того, правильное питание, прогулки и массаж: ведь, по словам подруги, домашние роды — дело ответственное и требуют серьезной физической подготовки!
Наконец, третья подруга, тоже значительно старше меня, рассказала о том, что посетила три занятия для беременных при женской консультации — и ей этого хватило. Даже слишком: большую часть времени ей приходилось сдерживаться, чтобы не засмеяться вслух — очень уж наивные вопросы задавали на этих занятиях. «Представляешь, акушерка рассказывает, как обрабатывать пупочную ранку. Одна из девочек тут же спрашивает: а откуда там у ребенка ранка? Он что, может порезаться при родах?». В заключение беседы эта подруга посоветовала не тратить время на подобные «занятия», а для самообразования выдала мне большую пачку журналов.
В общем, опыт подруг оказался настолько разным, что мне в конце концов захотелось увидеть все своими глазами.
Деньги вперед
Собственное мое исследование московского беременного рынка показало, что большинство из полутора сотен центров-школ предлагают похожий набор услуг. Цены тоже примерно одинаковые: 200 — 300$ за полный курс занятий. Остальное — бассейн, гимнастика, индивидуальные консультации специалистов — за дополнительную, относительно небольшую плату. Основные программы ориентированы на вторую половину беременности. Обычно это 3-4 часовые занятия с перерывом на фито-чай. Всего в курсе 10-15 занятий, по одному в неделю.
При этом большинство популярных школ (или, как их еще называют, клубов) уже при знакомстве с их интернет-сайтами напоминают секты. Фотографии коллективных мероприятий типа организованного купания младенцев в проруби, роженицы в прибрежных скалах и настоятельные советы исключить в последние месяцы беременности все продукты животного происхождения, включая молочные — для того, чтобы «размягчить кости» и облегчить тем самым родовую деятельность. Работают в таких школах чаще всего гении-самоучки с многолетним практическим опытом — и, в лучшем случае, со средним медицинским образованием.
Впрочем, есть и классические школы. Преподают в них практикующие врачи-акушеры. Туда я было и собралась. Но еще по телефону мне предложили оплатить все и сразу, а уж потом только интересоваться программой. «Если будете оплачивать после первого занятия, курс будет стоить на 50$ дороже», — предупредил строгий женский голос. При этом место и время этого самого занятия точно известно не было — мне предложили приехать в центральный офис, заплатить и ждать, пока соберется группа. Ехать в офис мне хотелось еще меньше, чем платить вперед.
Психическая атака
Когда я уже почти отчаялась увидеть своими глазами, как выглядит школа для беременных изнутри, помогла подруга, которая собралась рожать дома. Она предложила пойти вместе с ней на занятия и попросила сделать для меня исключение, разрешив оплачивать каждое занятие отдельно. Получилось немного дороже: 650 вместо 500 рублей — зато никакой обязаловки!
В этот день проходило шестое занятие курса. Тема — предвестники родов, первые схватки и дыхание в родах — как раз то, что нужно. Первое впечатление было приятным. Я впервые видела такое количество беременных женщин в одной комнате. Мамочки полулежали на ковриках, потягивались и ели фрукты. Немногочисленные «беременные папы» разминали женам плечики, внимали инструктору с младенческим выражением и иногда задавали смешные вопросы, после чего все долго и громко радовались.
После занятия я получила у преподавателя ответы на все скопившиеся у меня вопросы, в том числе разрешение посещать баню. И главное — телефон мануального терапевта, который работает с беременными. Я знала, что без рекомендаций искать такого специалиста очень трудно и рискованно. Это особая социальная сеть, где все друг друга знают много лет и плохого не посоветуют. Результат посещения терапевта превзошел все мои ожидания: никакой боли в пояснице, никаких отеков — легкость и куча энергии. Теперь можно гулять и плавать вдоволь.
Но следующее посещение школы оказалось гораздо менее приятным. Занятие началось с откровенно рекламного фильма — авторитетное лицо, Константин Райкин, убеждал зрителей не ходить в роддом: дескать, там изверги врачи накачивают маму наркотиками под видом анестезии, тянут бедного младенца щипцами, а потом мучают и травят антибиотиками. В общем, к концу занятия стало очевидно — все мало-мальски ответственные и любящие мамы уже давно рожают дома. А роддом — это для людей второго сорта. Их надо пожалеть.
Большая часть группы, которая не собиралась рожать дома, немного расстроилась после такой пропаганды. И я, в общем, тоже. В третий раз идти в эту школу я побоялась. Ведь беременные — невероятно внушаемый народ. Решила, что читать книги и журналы безопаснее.
Хочу в бассейн!
Бассейн — одно из немногих удовольствий, которое врачи рекомендуют беременным безоговорочно. Действительно, вода расслабляет, мягко массирует тело, помогая ребенку занять правильное положение, а мышцы тем временем получают необходимую нагрузку.
Водные занятия есть практически во всех школах для беременных. Их можно посещать за отдельную плату. Говорят, что там предлагают какой-то уникальный комплекс упражнений, который помогает подготовить тело к родам. В общем, лекции можно и не слушать, но физической подготовкой пренебрегать нельзя, решила я. И, раздобыв у подруги нужные адреса и телефоны, отправилась на разведку. Честно говоря, я была немного заинтригована. Последние два месяца я каждую неделю ходила с друзьями в баню с бассейном. Мы придумывали всякие игры и упражнения в воде. Так что мне было интересно, что такое «специальные» водные занятия.
Бассейн оказался маленьким, но уютным. В нашем распоряжении была одна дорожка — на остальном пространстве небеременные женщины занимались аква-аэробикой. Их инструктор бегала по бортику, демонстрируя упражнения. Наша ведущая плескалась с нами в кружке, так что отчетливо видно было только доброжелательную голову в резиновой шапочке. Я старалась правильно выполнять команды: «Махи ногами, держимся за бортик, теперь восьмерка бедрами, как можно сексуальнее, эротичнее, двигаются только бедра (на лицах обозначилось напряженное усердие). Молодцы! Теперь поплаваем, а потом наше самое главное упражнение! Рождение ребеночка!»
Главное упражнение оказалось довольно известной групповой игрой. Когда-то меня с ее помощью научили нырять. Все участники становятся друг за другом, расставив ноги и образуя тоннель. В данном случае это символизирует родовые пути. Первая девушка — шейка матки, ее ноги сдвинуты. Замыкающий — это ребеночек, которому предстоит нырнуть, проплыть по родовым путям и, протаранив головкой «шейку матки», появиться на свет. Главное — особым образом изогнуться при выныривании и не пользоваться руками.
Родиться получилось почти у всех, включая меня. Но эффект от этого упражнения я прочувствовала только на следующее утро — мне снились собственные роды, очень мягкие и легкие.
Индийская методика
Йога для беременных — одно из самых труднодоступных удовольствий. Но и по эффективности это не сравнится ни с какой «школьной» гимнастикой. Полуторачасовое занятие позволяет полностью расслабиться и почувствовать свое тело, без напряжения растянуть глубинные мышцы. Все упражнения — асаны — выполняются с помощью специальных приспособлений, позволяющих правильно принять позу, не опасаясь излишнего напряжения. Инструктор помогает каждой женщине правильно расположить вспомогательный материал (валики, подушки) и принять позу.
Однако стоит каждое занятие для беременных в три раза больше, чем обычная йога — 300 рублей. Заниматься желательно как минимум 2 раза в неделю. Еще одна сложность — приличных центров йоги, предлагающих специализированные занятия для беременных, я нашла в Москве только два. Вероятность, что один из них окажется рядом с вашим домом, очень мала. А добираться на общественном транспорте может оказаться слишком утомительно. Но если есть желание и возможности — лучшей подготовки для души и тела, насколько я знаю, еще не придумали.
Каждый выбирает по себе
В целом мои исследования школ для беременных привели к следующим выводам. Если у вас достаточно денег, а знакомств и уверенности в себе, наоборот, не хватает — то вам, возможно, действительно поможет одна из таких школ. И наверное, даже неважно, какие именно «ритуалы» в ней практикуют: танец живота, пение, купание в проруби, странные игры или вычурные диеты. Главное — это чувство общности, дающее неуверенной женщине психологический комфорт и позитивный настрой.
С другой стороны, мне лично хватило пары посещений таких школ, чтобы организовать индивидуальную программу подготовки к родам: мануальный терапевт, баня с бассейном и йога. А для утоления «информационного голода» вполне хватило книг, журналов и индивидуальных консультаций со специалистами. На основе всего этого я сформулировала для себя три простых правила:
— Ты, твое тело — единственный непререкаемый авторитет. Во всем многообразии мнений и методик есть «твое» и «не твое». Самое главное — слушать и чувствовать себя и ребенка, который еще в тебе начинает проявлять свой характер.
— Рожать детей — гораздо более естественный процесс, чем учиться или ходить на работу. Твой организм скорее всего сделает все правильно и без твоего сознательного участия. Хочешь помочь? Пожалуйста. Главное, не мешай.
— От вредных привычек лучше избавиться заранее. Но это не значит, что жизнь должна превратиться в сплошную обязаловку. Наоборот! Искать и находить здоровые способы порадовать себя — единственная настоящая обязанность на все 9 месяцев.
Источник: Medmedia.ru:

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…