Современные методы лечения хламидиоза

К наиболее распространенным инфекциям, передаваемым половым путем (ИППП), имеющим не только медицинское, но и важное социальное значение, относится хламидийная инфекция. Возбудителем заболевания является Chlamydia trachomatis. Доля хламидийной инфекции составляет 20% от всех заболеваний, передающихся половым путем.
К. Гуревич Докт. мед. наук, старший преподаватель Московского государственного медико-стоматологического университета К наиболее распространенным инфекциям, передаваемым половым путем (ИППП), имеющим не только медицинское, но и важное социальное значение, относится хламидийная инфекция. Возбудителем заболевания является Chlamydia trachomatis. Доля хламидийной инфекции составляет 20% от всех заболеваний, передающихся половым путем.
Таблица 1. Основные клинические проявления и осложнения
урогенитальных инфекций, вызванных Сhlamydia
trachomatis. PDF-документ, 17КБ >>
Таблица 2. Средние концентрации азитромицина в крови,
секрете и ткани предстательной железы после однократного
приема внутрь в дозе 500 мг. PDF-документ, 24КБ >>

Инкубационный период при урогенитальном хламидиозе составляет 10-30 дней (у большинства 10-20 дней). Чаще хламидиоз (особенно у женщин) протекает без каких-либо симптомов, и больные, не знающие о своем заболевании, продолжают вести обычный образ жизни и являются источником распространения инфекции. Инфекция шейки матки, обусловленная хламидиями, может оставаться нераспознанной в течение длительного времени. При инфицировании плода хламидиями перинатальная смертность примерно в 10 раз выше, чем в неинфицированных случаях. При этом «входными воротами» инфекции могут служить уретра, шейка матки и плацентарный барьер. В 60-70% случаев инфицирование новорожденных происходит интранатально. При этом у 25-50% инфицированных детей в первые 2 недели жизни развивается конъюнктивит, у 10-20% на 1-3-м месяце жизни — хламидийная пневмония (табл. 1). Традиционным методом диагностики хламидиоза, обладающим наивысшей специфичностью, является выделение возбудителя заболевания в культуре клеток. К сожалению, его использование в практическом здравоохранении ограничено высокой стоимостью и трудоемкостью. В последние годы для идентификации C. trachomatis используют молекулярно-биологические методы, в частности полимеразную цепную реакцию (ПЦР). Несмотря на высокую чувствительность данного теста, существует опасность гипердиагностики хламидиоза при внедрении ПЦР в практику здравоохранения. В настоящее время также широко используется прямая иммунофлюоресценция с моноклональными антителами. После выявления хламидий немедленно начинают антибактериальную терапию, которую проводят не менее 10-14 дней с обязательной повторной проверкой на носительство хламидий. Выбор антимикробного препарата для лечения хламидийной инфекции обусловлен клинической формой заболевания. Из-за того, что C. trachomatis размножается внутриклеточно, препаратами выбора для лечения урогенитального хламидиоза являются антибиотики, способные проникать в клетки млекопитающих: тетрациклины, фторхинолоны и макролиды. Поскольку обычно хламидиоз течет бессимптомно, он чаще всего выявляется при плановом обследовании беременных женщин. Из-за опасности развития тератогенных эффектов во время беременности нельзя применять тетрациклины и фторхинолоны, а из макролидов ограниченно могут использоваться эритромицин, джозамицин и азитромицин. Однако даже вне периода беременности в последние годы для лечения хламидиоза применяются макролидные антибиотики, которые проявляют высокую активность против хламидий и проникают в ткань предстательной железы. Макролиды, по всей видимости, являются практически идеальными препаратами для лечения большинства урогенитальных инфекций и венерических заболеваний. Это связано с высокой активностью препаратов против большинства потенциальных возбудителей данных заболеваний и с практически полным отсутствием побочных эффектов и случаев развития резистентности при применении макролидов.
Эффективность эритромицина достаточно высока (83-95%), однако большое количество побочных эффектов в значительной степени ограничивает его применение. Эритромицин нестабилен в кислой среде желудка, имеет низкую биодоступность, плохо переносится. Кроме того, частое дозирование ограничивает применение этого антибиотика, т.к. хламидиоз обычно требует длительного лечения. Поэтому проводится поиск новых, более приемлемых схем лечения хламидийной инфекции. В этом отношении наиболее перспективным представляется использование другого антибиотика группы макролидов — азитромицина. Азитромицин, относящийся к 15-членным макролидам, является полусинтетическим препаратом с улучшенной фармакокинетикой. Высокая активность против атипичных возбудителей и редкое дозирование позволяют считать его оптимальным в ряду макролидов для лечения ИППП.
Азитромицин обладает наиболее высокой активностью в отношении C. trachomatis. Особенности фармакокинетики азитромицина (в т.ч. длительный период полувыведения — 68 час.) позволяют рекомендовать короткий курс лечения неосложненного негонококкового (в т.ч., хламидийного) уретрита и/или цервицита — однократный прием 1 г препарата.
Максимальные концентрации азитромицина в крови после однократного приема внутрь 500 мг достигаются через 3 час. после приема. Средние значения концентраций азитромицина в крови, секрете и ткани предстательной железы представлены в таблице 2. В секрете предстательной железы азитромицин определяется через 3 час. после приема, максимум концентрации отмечается через 6 час., в последующие сроки концентрации медленно снижаются, причем через 3 дня сохраняются на достаточно высоком уровне, хотя препарат в крови уже не определяется. Концентрации азитромицина в ткани предстательной железы после перорального приема препарата также нарастают, и максимальный уровень регистрируется через 24 час., а через 72 час. достигается равновесное состояние (одинаковые концентрации в секрете и ткани железы). Для антибактериальных препаратов важен не только уровень препарата в крови и тканях, но в большей степени и соотношение тканевых концентраций и значений минимальной подавляющей концентрации (МПК) для возбудителей инфекций. После однократного приема 500 мг препарата концентрации азитромицина в секрете и ткани предстательной железы превышают значения МПК90 большинства возбудителей ИППП, включая C. trachomatis. Сочетание высокой терапевтической эффективности с хорошей переносимостью позволяет в настоящее время рекомендовать азитромицин как препарат выбора в лечении урогенитального хламидиоза у мужчин и женщин, а также у детей.
Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…